Каждый год в мире делаются миллионы операций. Некоторые из них проходят для пациентов бесследно, после других развиваются определённые осложнения. Но иногда с людьми, пережившими хирургические вмешательства, происходят поистине необъяснимые изменения, ставящие современную медицину в тупик. Бывает, что и врачи могут допустить непростительные ошибки, которые приводят к ухудшению качества жизни людей. К вашему вниманию – 7 историй о подобных случаях.
Изменение резус-фактора после пересадки печени
В начале 2008 года Деми-Ли Бреннан, пятнадцатилетней девочке-подростку из Австралии, была сделана операция по пересадке печени. Трансплантация донорского органа не только смогла спасти жизнь Деми-Ли, но и неожиданно для врачей изменила резус-фактор её крови.
Да-да, это правда! После пересадки печени резус-фактор девочки стал положительным, несмотря на то, что до трансплантации он был отрицательным.
Может показаться, что это – страшный побочный эффект, но в действительности Деми-Ли Бреннан невероятно повезло. Такое последствие операции означало, что девочке не придётся всю жизнь принимать специальные препараты, препятствующие отторжению донорского органа, как делают другие пациенты после трансплантации. По сути, в её случае приём различных иммунодепрессантов на протяжении первых недель после операции лишь замедлил восстановительный процесс, не давая организму Бреннан возможности самостоятельно адаптироваться к изменениям.
Медики были шокированы, узнав, что произошло с Бреннан. Лечащий врач девочки говорит, что сначала никто не верил в случившееся. Изменение резус-фактора выглядело слишком невероятным для того, чтобы быть правдой. Дело в том, что любые трансплантируемые клетки обычно отторгаются иммунной системой человека. Но по неизвестным причинам клетки донорской печени, пересаженной Деми-Ли, оказались более жизнеспособными, нежели её собственные. Врачам очень важно разобраться в причинах произошедших с этой девочкой изменений, ведь её случай имеет огромное значение для трансплантологии.
Личностные изменения после пересадки органов
Личностные изменения пациентов после трансплантации органов происходят достаточно часто. Многие люди, пережившие пересадку, уверяют, что после неё их интересы, характер, а иногда и вкусовые предпочтения сильно меняются. Более того, человек может заметить, что ему начали нравиться те же вещи, что и донорам органов.
Этот феномен называют «пересадкой памяти» или «памятью тела». Скептики считают сию теорию неправдоподобной. По их мнению, дело в обычным совпадении. Но в медицинской практике порой встречаются случаи, с трудом поддающиеся разумному объяснению.
Это интересно: Американский чиновник Билл Уол перенёс операцию по трансплантации сердца. Он рассказал, что после операции непроизвольно пустил слезу, слушая по радио песню английской группы «Sade». Позднее Уол узнал: донор, орган которого ему был пересажен, очень любил творчество именно этого коллектива.
Джейми Шерман из Аризоны до пересадки сердца не переносила мексиканскую кухню. Но после реабилитации она почувствовала сильную тягу к сырной энчиладе, буррито и тако – традиционным мексиканским блюдам, которые очень любил донор.
Аналогичная история случилась и с американкой Клэр Сильвией. Женщина после трансплантации сердца захотела пива с куриными наггетсами и зелёного перца – продуктов, которые не употребляла до операции, в отличие от донора пересаженного ей органа.
Синдром чужой руки, проявившийся после операции на мозге
В апреле 2011 года врачи, чтобы избавить от эпилепсии пятидесятипятилетнюю Карен Брюне, сделали ей операцию на мозге. Планировалось выполнить рассечение мозолистого тела, а также сплетений нервных волокон, связывающих левое полушарие мозга с правым. Цель врачей была достигнута: операция действительно вылечила Карен от эпилепсии, но неожиданно привела к появлению другой проблемы: у женщины появился синдром чужой руки.Люди, которые страдают от этого психоневрологического расстройства, утрачивают контроль над одной или сразу двумя конечностями. В итоге руки функционируют «сами по себе», вне зависимости от воли хозяина.
Когда врачи «рассоединили» полушария мозга Брюне, между ними началась борьба за контроль над телом женщины, осознававшей поведение лишь правой стороны.
Это интересно: Сейчас Карен приходится каждый день принимать медикаменты, помогающие ей справляться с возникшим расстройством. Но до того, как врачи смогли предложить решение проблемы, её левая рука творила что угодно – расстёгивала молнию на блузке в самое неподходящее время, доставала из бумажника деньги и оставляла их в магазинах, била Карен по лицу и т.д.
Женщина стала очень чувствительной и сентиментальной
Хирургические операции на головном мозге являются достаточно сложными, поэтому после них часто развиваются всевозможные осложнения. Но некоторые из них выглядят действительно удивительными.
Женщина, имя которой, к сожалению, неизвестно, в 2013 году легла на стол хирурга, чтобы вылечиться от эпилепсии. Сделанная ей операция привела к возникновению очень неожиданного побочного эффекта. Пациентка начала замечать, что стала намного более восприимчивой и эмоциональной, чем раньше. Она принимала слишком близко к сердцу не только события из своей жизни, но и драматические сцены из фильмов или книг. Всё это продолжалось на протяжении четырнадцати лет, после чего излишняя сентиментальность резко исчезла. Врачи утверждают, что этот случай не имеет аналогов в истории медицины.
Хирургические инструменты, оставленные в телах пациентов
По статистике, существует вероятность того, что при операции врачи забудут внутри тела пациента какой-то хирургический инструмент. Причём она колеблется в пределах от 0,02% до 12,5% в зависимости от квалификации хирургов и сложности операции. В любом случае, подобные инциденты приключаются намного чаще, чем вы могли бы предположить. И эта мысль не может не пугать.
Это интересно: В среднем, для операции врачи используют от 150 до 400 инструментов. Для самых сложных – до 700.
В сентябре 2008 года 57-летнему американцу Дариушу Мацарею была проведена операция на кишечнике. После неё мужчина начал периодически ощущать сильные боли в нижней части живота. Так продолжалось более двух лет. Врачи уверяли Дариуша, что с его здоровьем всё в порядке, и рекомендовали обратиться к психиатру. Но Мацарей всё же настоял на проведении тщательного обследования. Снимки, полученные с помощью компьютерной томографии, показали, что в теле Дариуша находятся 4 ретрактора (ранорасширителя), которые были случайно забыты и зашиты врачами, делавшими операцию.
Но ещё более известен шокирующий случай, произошедший в Германии с Дирком Шредером. В теле этого мужчины были обнаружены 16 (!) хирургических инструментов, попавших туда во время операции на предстательной железе. Темпы постхирургического восстановления Дирка были очень медленными, его мучили сильные боли.
Это интересно: Лишь через месяц врачи обнаружили посторонние объекты в теле пациента: 5-сантиметровую иглу, 12-сантиметровый бинт, компресс, тампоны и даже хирургическую маску! Чтобы избавиться от всего этого «богатства», Дирку пришлось перенести две дополнительные хирургические операции.
Изменение акцента после стоматологической операции
В феврале 2011 года жительница штата Орегон Карен Баттлер перенесла операцию дентальной имплантации. Проснувшись после наркоза, женщина с удивлением обнаружила, что разговаривает с непривычным для себя акцентом. Он был похож на смесь произношений, характерных для британцев, немцев и австралийцев. Баттлер не может контролировать свой акцент, поэтому до сих пор порой удивляется некоторым фразам, вылетающим из её рта.
Врачи утверждают, что после операции у Баттлер развился так называемый синдром иностранного акцента – редчайшее расстройство, наблюдающееся примерно у 100 людей во всём мире.
Раньше считалось, что синдром иностранного акцента может развиться исключительно после повреждения нейронов головного мозга, вызванного инсультом. Но случай Карен Баттлер опровергает это предположение.
Метеоризм и недержание мочи после эпизиотомии
Роды считаются относительно безопасным процессом (прежде всего, благодаря достижениям современной медицины). По крайней мере, уровень смертности при родах сегодня в десятки раз меньше, чем каких-то 100 лет назад. Однако риск развития непредвиденных осложнений по-прежнему существует.
Американской оперной певице Эми Гёрбст эти осложнения стоили карьеры. Принимавшая роды акушерка, не спрашивая разрешения у Эми либо её супруга, сделала женщине эпизиотомию (хирургический разрез для расширения влагалища). Вскоре артистка начала жаловаться на сильный метеоризм и недержание мочи. Выступать на сцене она больше не могла.
Эми Гёрбст подала на обслуживающий персонал больницы в суд. Женщина требует возмещения причинённого ей материального ущерба, который она оценивает в 2,5 миллиона долларов.
К сожалению, сегодня врачи не могут объяснить некоторые последствия хирургических вмешательств. В случаях, подобных описанным выше, они просто разводят руками. Согласитесь, больше всего поражают истории о личностных изменениях, проявившихся после трансплантации органов. Может быть, вместе с органами в организм людей действительно переносится частичка души донора? Как бы то ни было, будем надеяться, что медицина сумеет разгадать подобные загадки как можно быстрее.