После теракта в Париже мне позвонило много друзей, выражали поддержку, соболезнования; они знают, что я родился в Париже, что это мой город и моя страна, за что я им очень признателен. Но кроме того я получил десятки звонков из разных редакций – с просьбой, я цитирую «коротко прокомментировать это событие». Я отказался, принял участие только в одной радиопрограмме со своим коллегой Николаем Сванидзе, да и то по телефону. Не хотелось говорить. Да и сейчас не очень хочется, но что-то надо сказать.
Вот меня огорчили и поразили некоторые высказывания, как с российской стороны, так и с американской. Я считаю, что нельзя оставлять эти высказывания без внимания.
Ну, например, с российской, что: «теракт стал возможным в Париже, потому чтоФранция, «отдавшись» США, считала, что она из-за этого в безопасности, а вот и просчиталась». Так и хочется спросить, а вот если бы Франция «отдалась» кому-то другому, не скажем кому, ее защита была бы в порядке? И еще спросил бы, а если не дай бог случатся теракты в других местах – это тоже будет потому, что они выбрали в качестве защиты Америку?
А вот американский взгляд: «Путин предлагает создать мощную коалицию, чтобы уничтожить или сильно ослабить ИГИЛ. Конечно, объединяться с ним противно, но мы же объединились со Сталиным против нацистской Германии, а Сталин-то был похуже Путина. Правда? Конечно, в результате этого объединения мир получился не таким, каким бы мы, американцы, хотели. Но в этот раз мы учтем прошлые ошибки».
Вы же все знаете, я западник, я сторонник демократических ценностей, демократических свобод. Поэтому когда в России некоторые люди, вполне с положением, несут несусветную чушь, меня это не сильно огорчает, я понимаю, откуда это берется, но от этого, правда, не легче. А когда такую же чушь несут на Западе, особенно в Америке, я просто теряюсь. Такое впечатление, что мир сошел с ума.
Так и хочется сказать: «Остановите планету, я хочу сойти».