В Москве 12 ноября прошла пресс-конференция президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Бако Саакяна. Особый резонанс вызвал ответ президента на вопрос, может ли аэропорт Степанакерта быть использован для действий антитеррористической коалиции на Ближнем Востоке. При этом надо отметить, что многие СМИ не совсем точно передали и сам вопрос, и ответ Саакяна на него. В них не было конкретного указания, под нужды ВКС России или западной коалиции мог бы быть передан степанакертский аэропорт. Да и собственно сама такая возможность кажется скорее умозрительной. Тем не менее, президент НКР не исключил подобную возможность, подчеркнув, что до того нужно еще дождаться введения аэропорта в эксплуатацию. «Я думаю, что после того, как степанакертский аэропорт будет сдан в полноценную эксплуатацию, как это делается сегодня в мире, в процессе обсуждения вполне возможно мы придем и к такому решению», — заявил он.
При этом Саакян в своей речи большое внимание уделил действиям Азербайджана против НКР, назвав их «новейшей формой терроризма». «Не являясь официальными членами тех или иных международных организаций, тем не менее, мы считаем, что участвуем в противодействии радикализму и терроризму», — заметил он.
За пустой шумихой, поднявшейся в СМИ в связи с упоминанием аэропорта в контексте использования в действиях антитеррористической коалиции на Ближнем Востоке, в тени остались слова президента НКР о причинах, по которым аэропорт до сих пор не введен в эксплуатацию. А ведь, судя по его словам, аэропорт не эксплуатируется из-за угроз Баку и по настоянию посредников.
По словам Бако Саакяна, НКР намеревается использовать аэропорт в сугубо гуманитарных целях, он соответствует всем современным требованиям, для чего проводилось множество консультаций, приглашались специалисты из разных стран, было закуплено новейшее навигационное оборудование. И что о своих действиях Степанакерт естественно информировал посредников из Минской группы ОБСЕ. И хотя негативная реакция Азербайджана была ожидаемой, однако Баку в данном случае пошел на угрозы, пообещав, в случае запуска аэропорта, сбивать гражданские лайнеры.
Саакян добавил, что консультации по вопросу возобновления работы аэропорта будут продолжены, в том числе и с представителями международных организаций, и выразил надежду, что эта работа даст положительные результаты. «Этот вопрос не закрыт, он остается в повестке. Мы сейчас просто заняты поисками приемлемых решений, которые не повлекут за собой напряженности в и без того нелёгкой ситуации… В конце концов, это сугубо гуманитарный вопрос, и мы не ожидали, что настолько это будет переведено в политическую дискуссию», — сказал он.
Президент НКР подчеркнул, что считает нынешнюю ситуацию с аэропортом нонсенсом, так как непризнанный статус республики не должен мешать транспортному сообщению с миром, с Арменией.
Фактически Бако Саакян подтвердил, что аэропорт полностью не введен в эксплуатацию из-за угроз Баку. При этом начальник Управления гражданской авиации при правительстве НКР Дмитрий Атбашьян сообщал еще минувшим летом армянским СМИ, что аэропорт Степанакерта полностью готов к эксплуатации, однако пока осуществляются лишь полеты малой авиации в рамках сельскохозяйственных работ и стимулирования внутреннего туризма.
В своем ответе на вопрос о несуществующей перспективе использования аэропорта Степанакерта в операциях на Ближнем Востоке, президент НКР обозначил еще одну важную тему — в то время, как армянская сторона проявляет конструктивный подход, пытаясь удержать рост напряженности в зоне карабахского конфликта, Баку продолжает курс на эскалацию ситуации на передовой, не слишком заботясь реакцией международного сообщества и возможными последствиями своих действий. И, судя по отсутствию какой-либо внятной реакции на нарушения режима прекращения огня, применение все новых систем вооружений (минометы, РСЗО, гаубицы), отказ от предложений создания механизма расследования инцидентов на передовой или, тем более, отвод снайперов, эта игра Баку «на грани фола» будет продолжаться.
В этой ситуации в Армении и в Нагорном Карабахе (Арцахе) растет недовольство усилиями армянских политиков играть в «пай-мальчиков», изредка удостаивающихся от посредников положительных оценок за свое примерное поведение. Ведь, как показали события последних лет, отказ Еревана и Степанакерта от односторонних шагов не находит понимания и соответствующей оценки со стороны азербайджанских властей и стран-посредников.
Можно предположить, что данное в свое время президентом Армении Сержем Саргсяном обещание стать первым пассажиром рейса Ереван-Степанакерт сейчас сковывает действия армянских властей, не до конца уверенных в безопасности подобного рейса. Ведь своими заявлениями в 2012 году азербайджанские власти постарались заверить международное сообщество, что готовы сбивать гражданские самолеты. Было интересно наблюдать за тем, как представители стран-посредников и международных организаций заявляли, что воспринимают Азербайджан, как цивилизованное государство, которое придерживается общечеловеческих норм, и не верят, что в наши дни руководство какой-либо страны может дать команду на преднамеренное уничтожение гражданских самолетов. И в ответ на подобные слова генсека ОДКБ Николая Бордюжы глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу заявлял, что Баку не шутит и будет сбивать гражданские самолеты.
Что касается технических возможностей Азербайджана сбивать летящие в Степанакерт самолеты, то у экспертов разные мнения по этому вопросу. Так офицер-эксперт по системам ПВО Минобороны России на правах анонимности рассказал «Новой газете», что зенитная ракетная система С-300ПМУ2 «Фаворит» имеет почти стопроцентную вероятность поражения двумя ракетами воздушной цели на дальности до 150 км. «То есть любое гражданское судно, появившееся над территорией Карабаха, если оно войдет в зону поражения ЗРС и будет дана боевая команда, „Фаворитом“ будет уничтожено», — заявил он газете.
По мнению армянских военных экспертов, сбить летящие в Степанакерт самолеты теоретически можно, но это крайне сложно осуществить, учитывая дальность и рельеф местности. «Если самолёт будет правильно заходить на посадку и осуществлять взлёт — это практически невозможно, но пилотов с таким умением крайне мало», — заявил ИАЦ VERELQ представитель Вооруженных сил Армении.
В любом случае, Баку вряд ли пойдет на открытое уничтожение гражданского самолета. Ведь все громкие случаи уничтожения гражданских лайнеров за последние десятилетия происходили лишь по причине ошибок — они были приняты за военные самолеты или в результате терактов. В данном случае, никаких оправданий у азербайджанских властей за гибель мирных граждан не будет.
К тому же международные организации и посредники должны учесть, что помимо политического аспекта вопроса, есть и права жителей Нагорного Карабаха. Так в письме министра иностранных дел НКР Карена Мирзояна в ООН отмечается, что продолжающаяся азербайджанская блокада стала постоянным и серьезным препятствием для реализации права на свободное передвижение гражданского населения Нагорно-Карабахской Республики, наряду с другими основополагающими правами человека, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека и других основных международных договорах.
Остается надеяться, что мнение властей и народа Арцаха будет учтено международным сообществом в лице стран-посредников, а аэропорт в Степанакерте начнет полноценно функционировать без привязки этого вопроса к переговорному процессу по карабахской проблеме.
Что же касается фантазий об использовании карабахской территории для военно-воздушных операций некоей «коалиции» в Сирии, то они так и останутся фантазиями, поскольку у России есть готовый военный аэродром Эребуни в Армении. Не вполне адекватная идея втащить российскую авиацию в карабахские горы может придти в голову разве что с целью еще раз шумно актуализировать проблему готового, но простаивающего из-за позиции Азербайджана гражданского аэропорта в Степанакерте.