Это та действительность, которую армянская дипломатия обязана зафиксировать на международных платформах, подчеркивая нашу роль и значение в формировании новой глобальной системы безопасности.
С 2013 года на Южном Кавказе произошли ситуационные изменения. Данная действительность была обусловлена вновь вспыхнувшим геополитическим конфликтом между Западом и Россией. Первой жертвой этой конкуренции стала Украина. Далее провалилась программа Восточного Партнерства, которая была инициирована со стороны ЕС, прекратилось сотрудничество Россия – Соединенные Штаты в нашем регионе, и наконец, Сирия. Первый урок, который должна усвоить армянская сторона из подобного развития событий, это то, что Южный Кавказ, как геополитическая единица, продолжает подвергаться влиянию процессов происходящих в соседних регионах. В свою очередь, Армения подвержена логике регионального развития. Следовательно, невозможно строить будущее страны без учета тех реалий, которые существуют на Ближнем Востоке, Средней Азии, в акваториях Черного и Каспийского моря, на Балканах, и так далее.
Это относится ко всем сферам государственной деятельности, и, тем более, к области оборонной политики. Поскольку, как уже было отмечено, риски, угрожающие безопасному развитию страны, могут исходить не только от очевидного врага, чьи действия более или менее логичны и понятны, но и из процессов, которые происходят вдалеке от нас, и с первого взгляда, не имеют с нами ничего общего. Таким образом, необходимо внимательно следить за всеми геополитическими развитиями, пытаясь определить и полностью понять те реалии, которые в конкретном историческом периоде берут на себя самую важную роль в мировой политике. Иными словами, необходимо видеть и изучать окружающий мир.
Сегодня эпицентром геополитического развития является Сирия. Страна, которая всегда была одним из основных союзников Армении на Ближнем Востоке, с многотысячной армянской общиной, и которая очень эффективно сдерживала возможный рост турецкого влияния на Востоке. К сожалению, начавшаяся в Сирии гражданская война лишила эту страну вышеупомянутых качеств. Сирия уже не та, и возможно, в ближайшем будущем не сможет стать прежней. Однако, военные действия российской авиации, проводимые против террористических организаций, стали началом нового геополитического процесса, конечная цель которого, помимо решения проблемы терроризма в Сирии, формирование новой международной коалиции на Ближнем Востоке. В противовес той коалиции, во главе которой США, и в состав которой, помимо западных стран, включены Турция, Саудовская Аравия, Израиль и другие. В состав новой формируемой коалиции, кроме России и Сирии, будут включены также Иран, Китай, Ливан, возможно Ирак и другие страны.
Понятно, что каждый новый успех российско-сирийского союза вызывает, во-первых, противодействие Западного альянса, который выражается, в основном, глобальными масштабами. Но сопротивление оказывается также на местной территории и в соседних регионах, находящихся рядом с эпицентром конфликта. Так, пытаясь помешать военным действиям России в Сирии, Турция может предпринять попытки дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе. Самый короткий путь для этого – с помощью Азербайджана поднять новую волну напряжения на армяно-азербайджанской границе. Либо активизация антироссийских настроений на Северном Кавказе. Есть и другие возможные варианты. Для нас важно то, что любая напряженность в нашем регионе является прямой угрозой безопасности армянских государств.
Создав сильную армию и обеспечив относительно стабильную ситуацию на Южном Кавказе, Армения, по сути, способствует процессу формирования новой международной коалиции на Ближнем Востоке. Коалиция, ведущим государством которой является наш стратегический союзник, и деятельность которого способствует безопасности и возвращению к нормальной жизни нашего другого союзника. Следовательно, Армянская Армия не только обеспечивает безопасность армянских государств, но и способствует дальнейшему продвижению более крупных геополитических процессов. Это та действительность, которую армянская дипломатия обязана зафиксировать на международных платформах, выделив нашу роль и значение в формировании новой глобальной системы безопасности. Иными словами, необходимо в совершенстве «капитализировать» наш военный потенциал в мировой политике, что, несомненно, увеличит роль и значение нашего государства в качестве важного регионального фактора.