Прошедшие вчера досрочные парламентские выборы в Турции принесли победу Реджепу Тайипу Эрдогану. Набрав почти 50 процентов голосов, президентская Партия справедливости и развития получила возможность самостоятельно сформировать правительство, не вступая в коалицию с конкурентами.
Поразмыслим, что дает России восстановление полноценной власти турецкого лидера.
Экономическому взаимодействию, которое намечалось между Москвой и Анкарой, помешал кризис во внутренней политике Турции. 7 июня в ходе очередных выборов в парламент правящая Партия справедливости и развития получила 40,8%, однако парламентское большинство потеряла. Действующий премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу как лидер победившей партии так и не смог сформировать правительство в отведенный конституцией 45-дневый срок. В провале коалиционных переговоров правящая партия и оппозиция обвинили друг друга.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил досрочные парламентские выборы. Вести переговоры о «Турецком потоке», АЭС «Аккую» стало не с кем.
В этом смысле преемственность власти нам на руку. Однако за время ожидания произошли события, которые внесли напряженность во взаимоотношения российского и турецкого президентов. Речь идет об активном участии России в сирийском конфликте по приглашению Башара Асада.
Тюрколог Александр Сотниченко считает, что участие в американской коалиции, которая ведет борьбу с законным сирийским президентом, со стороны Тайипа Эрдогана было ошибкой.
Анкаре совершенно невыгодно участвовать в войне на стороне Вашингтона, потому что американцы открыто поддерживают сирийских курдов. США уже имели богатый опыт «урегулирования» внутренних конфликтов на большом Ближнем Востоке с 2001 года, и ни в одной стране им не удалось сохранить порядок. В каждой стране, где США пытались наводить порядок, боролись с терроризмом и устанавливали демократию, ситуация сейчас гораздо хуже, нежели до участия американцев. В этих странах, как правило, гражданская война разгорается еще сильнее, регион превращается в источник беженцев, криминала, наркотиков и так далее. Так было в Ираке, Афганистане, Ливии. Турции еще большая дестабилизация у ее границ не нужна, поэтому она неактивно выступает на стороне американской коалиции. С другой стороны, есть очень серьезные препятствия, чтобы турки поддержали Россию в этой самой войне против терроризма в Сирии. Президент Эрдоган на протяжении последних пяти лет постоянно говорил о том, что виновником гражданской войны является Асад, и с его смещением будут решены все проблемы, в Сирию придет демократия. Полагаю, что политика Турции в отношении Сирии была ошибочной, в результате чего Анкара получила одни проблемы от вмешательства в сирийский кризис и сейчас вынуждена их расхлебывать. Это и кризис с беженцами, и экономические проблемы, снижение рейтинга правящей партии и прочее. Поэтому естественный путь для Турции — стараться не вмешиваться в конфликт. С Америкой ей не по пути, поскольку США работают на дестабилизацию региона, а зачем Турции под боком государство с разгорающейся гражданской войной? Важно понять: война из Сирии приходит на территорию Турции вместе с террористами, вместе с привлечением всяких террористических группировок. То есть получается, что не Турция вмешивается в конфликт, а, к сожалению, конфликт приходит на территорию Турции. И как сказал мой турецкий коллега Хатам Огтай, переход дестабилизации из Сирии в Турцию, способствует тому, что ситуация в Турции начинает напоминать ситуацию в Сирии. |
Сегодня в Турции сложилась очень непростая политическая ситуация, победа Эрдогана не должна дезориентировать. Не исключено, что страну впереди ждут испытания на прочность, и еще неизвестно, чем закончится «фисташковая революция», если она случится.
Начну с того, что в Турции проживает огромное количество алавитов — по некоторым оценкам, даже больше, чем в Сирии. Которые, разумеется, не приветствуют политику президента в отношении соседней державы, объятой пламенем гражданской войны. И они хорошо помнят, что одним из первых распоряжений мэра Стамбула Эрдогана был снос их молельного дома.
«Неоосман» Реджеп Тайип Эрдоган, как и его предшественники младотурки, совершенно нетерпим к религиозному инакомыслию. Ползучую суннитскую экспансию ощущают не только алавиты, но и все представители мусульманских течений.
Национальное разнообразие Турции ему тоже не по душе. Речь прежде всего идет, разумеется, о курдах. Государственная статистика упорно извещает о 10-процентой доле населения, однако каждому турку известно, что их минимум вдвое больше.
Причем, рождаемость у курдов гораздо выше, чем у европеизированных жителей западной и центральной части страны. Средний возраст — примерно 30 лет. И живут эти молодые люди не только в своей «столице» Диярбакыре — население того же Стамбула на четверть состоит из курдов. По мегаполису на Босфоре вполне можно составить представление о турецкой демографии и национальном составе.
В последнее время Турция испытывает и серьезные экономические трудности. Национальная валюта только в этом году просела в полтора раза, в сентябре преодолен психологический барьер в три турецкие лиры за доллар.
Начиная с 2010 года наблюдается стабильный торговый дефицит, причем год от года разрыв между экспортом и импортом увеличивается. Обмелел и ручеек иностранных инвестиций. Выправить платежный баланс Турции не помогают даже снизившиеся цены на углеводороды.
В итоге выросла безработица, настроения турецкого бизнеса близки к депрессивным.
Специалисты считают, что главные экономические проблемы страны еще впереди. Скептики даже прогнозируют греческий сценарий.
То есть, дрова для революционного пожара, можно сказать, заготовлены. Полыхающая под боком Сирия ему только поспособствует.
Поэтому меня искренне радует, что если нам удастся договориться с новым-старым правительством, трубы «Турецкого потока» лягут на дно Черного моря. А не пройдут прямо через воинственный турецкий Курдистан, как азербайджанский газопровод ТАНАП.
И все же я надеюсь, что после столь драматической победы сделаны верные выводы. Во всяком случае, одним из первых публичных заявлений лидера правящей Партии справедливости и развития Ахмета Давутоглу стал призыв ко всем политическим силам поработать над новой конституцией. «Я призываю все партии, которые войдут в парламент, сформировать новую гражданскую национальную конституцию», —сказал премьер-министр в своем обращении к сторонникам правящей партии. Он также призвал к совместной работе по движению страны в направлении снижения напряжения и отсутствия конфликтов.
Как ни странно, российская поддержка Башара Асада может помочь Турции стабилизировать обстановку внутри страны. Курдская проблема из-за войны с соседней державой лишь обострилась, сгладить углы должна новая конституция. Тем более что прокурдская Демократическая партия народов вновь прошла в парламент, преодолев 10-процентный барьер.
Всегда полезно для государства, когда проблемы решаются в дискуссиях между депутатами, а не на улицах городов.
Реджеп Тайип Эрдоган — прагматик. И не самый покладистый партнер по переговорам. Но все же иметь дело с Турцией куда легче, чем с непредсказуемой державой, лишенной суверенитета, выполняющей волю хозяев из Вашингтона, или очередной жертвой цветной революции.