На прошлой неделе в Ялте прошла представительная международная конференция «Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве», организованная журналом «Международная жизнь» при поддержке Министерства иностранных дел РФ. В рамках конференции прошли следующие тематические сессии: « Евразийский союз в контексте мировой экономики», « Единая Украина и единство русского мира», «Крым - сегодня: геополитика, культура, экономика».
Следует отметить, что в конференции приняла участие довольно внушительная турецкая делегация, и отношения между Турцией и Россией, перспективы сотрудничества Анкары с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) стали одной из основных тем дискуссий и обсуждений, как в ходе сессий, так и в кулуарах конференции. Хотя естественно не обошлось и без упоминаний о резком обострении отношений между двумя странами в последнее время.
Так эксперт из Международного института стратегических исследований (Турция) Хас Керим в своем докладе основное внимание уделил действиям России в регионе Черного моря, Сирии и Южного Кавказа. По его словам, в Турции считают, что Россия усиливает свое военное присутствие с Черного моря до Сирии, в частности отметив активизацию совместных маневров 102-й российской военной базы в Гюмри и Вооруженных сил Армении. “Милитаризация Черного моря ограничивает возможности регионального сотрудничества и повышает риски”,- добавил Керим в этой связи.
Особое внимание турецкий эксперт уделил действиям России в Сирии. Он фактически продолжил ту же линию критики действий России, которую турецкие дипломаты и эксперты проводили в ходе недавней представительной российско-турецкой конференции в Москве, вплоть до дежурного упоминания о нарушении российскими самолетами воздушного пространства Турции и как это может негативно сказаться на двусторонних отношениях. По его словам, действия России в Сирии, в частности авиаудары, не способствуют решению сирийской проблемы. “Действия США в Афганистане и Ираке должны стать примером для России”,- заметил Керим в этой связи.
Однако в отличие от турецких спикеров в Москве, Керим особое внимание уделил вопросу сотрудничества России с исламскими государствами. По его словам, сейчас Москва ограничивается союзом с шиитскими государствами, несмотря на то, что большая часть исламского мира исповедует суннизм.
Тем самым турецкий эксперт как бы намекал российским участникам (а среди них были довольно высокопоставленные дипломаты), что России стоит вместо союза с Ираном в сирийском вопросе, обратить внимание на недовольство ее политикой в Сирии ведущих суннитских государств, выступающих с единых позиций; Турции, Саудовской Аравии, Катара и др. монархий Персидского залива. “Сотрудничество с суннитскими государствами позволит России улучшить освещение ее деятельности, и расширит границы ее влияния”, - в подтверждении данной версии намекнул Керим.
Однако более важные для Армении (да и всего ЕАЭС) вопросы затрагивались в докладе генерального директора Международного института стратегических исследований (МИРНаС)Арифа Асалыоглу. В нем он обратился к теме возможного членства Турции в ЕАЭС, подчеркнув, что это открывает перед союзом большие экономические перспективы. “Членство Турции поможет также опровергнуть опасения, что это возрождение СССР”,- добавил Асалыоглу.
Эксперт также отметил евразийскую идентичность Турции, заявив, что по сравнению с Европой, Евразия более близка к Турции. При этом Асалыоглу напомнил и о тех преградах, которые стоят на пути членства Турции в ЕАЭС, в частности конкуренцию между Россией и Турцией в Южном Кавказе и Центральной Азии, противоречия в Сирии, зависимость Анкары от США и Трансатлантического партнерства. “Не надо забывать и том, что Турция является членом НАТО, что накладывает на нее обязательства и ограничения”, - заметил он.
Он также отметил, что большие опасения в вопросе интеграции с Анкарой, как Европейского союза, так и России, могут вызвать размеры населения Турции – 75 миллионов человек. Учитывая все вышеперечисленное, Асалыоглу выразил сомнение, что Турции удастся стать членом ЕАЭС в ближайшие годы. Однако он считает, что Турция может получить статус наблюдателя в союзе, а также создать с ЕАЭС зону свободной торговли.
Учитывая курс ЕАЭС на создание зон свободной торговли с заинтересованными странами, ЗСТ с Турцией вполне вероятна. Ведь в мае было подписано соглашение о создании ЗСТ с Вьетнамом, обсуждается вопрос о запуске аналогичных переговоров с Израилем, на экспертном уровне идет проработка возможности заключения соглашения о зоне свободной торговли с Индией, Египтом и Ираном. Президент России Владимир Путин на совместной пресс-конференции со своим египетским коллегой Абдельфаттахом Сиси в августе, в Москве, не исключил создания ЗСТ ЕАЭС с Египтом.
Однако с учетом блокады Армении со стороны Турции, встает вопрос, как данная позиция Анкары повлияет на отношения с ЕАЭС. И насколько будет отвечать духу союза заключение соглашения о ЗСТ с Турцией, если ее плодами будут пользоваться лишь 4 страны из 5. К тому же, хотя Турция в лице Казахстана имеет лоббиста в ЕАЭС, однако надо помнить, что у Армении есть право вето на любые решения союза.
Однако директор Первого департамента стран СНГ МИД РФ Михаил Евдокимовподчеркнул, что в случае начала переговоров с Турцией о создании ЗСТ, интересы Армении и необходимость решения вопроса закрытой армяно-турецкой границы будут обязательно учтены. При этом он заметил, что в данном вопросе плюсом для армянской стороны будет то, что для Турции на кону будет стоять экономическое сотрудничество не только с одной Арменией, но и преференции в торговле со всем ЕАЭС. “Преимущество, что эти переговоры будет вести не одна Армения, а ЕАЭС”,- подчеркнул Евдокимов.
Данный подход России обнадеживает и на фоне прозвучавших недавно заявлений со стороны высокопоставленных азербайджанских лиц о возможности членства в ЕАЭС. На днях не исключила подобную возможность заместитель министра экономики и промышленности Азербайджана Севиндж Гасанова, а до этого глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. На также не исключил возможности вступления страны в ЕАЭС. Хотя пока Баку делает упор на двусторонних отношениях со странами ЕАЭС.
Слова Евдокимова свидетельствуют о том, что Россия не намерена жертвовать интересами союзников в отношениях с Турцией, особенно на фоне последних недружелюбных шагов и заявлений турецких властей по сирийскому конфликту, газопровода “Турецкий поток”, вопросу Крыма и т.д. Первым шагом в этом направлении стал визит Владимира Путина в Ереван для участия в траурных мероприятиях, приуроченных к столетию Геноцида армян, несмотря на приглашение президента Реджепа Тайипа Эрдогана посетить в тот же день Турцию.
Да и в ходе недавних конференций в Москве и Ялте российская сторона четко дала понять турецким дипломатам и экспертам, что заинтересована в экономическом сотрудничестве с Турцией, но ради него не пойдет на уступки в политических вопросах. В частности на попытки турецких участников представить отказ Анкары от присоединения к антироссийским санкциям, как жест доброй воли и уступку России со стороны Турции, российские участники замечали, что подобный шаг был в первую очередь выгоден турецкому бизнесу, увеличившему экспорт своих товаров в Россию.