Говоря об экономическом будущем государств и цивилизаций, часто забывают о главном – о людях. Конечно, нефть или любой другой ресурс это хорошо, но человеческий ресурс никак не менее ценен. Издавна войны проходили не только с захватом материальных ценностей, но и с угоном рабов, которые трудились за еду и кров на благо захватчиков и увеличивали благосостояние последних. Текущий мир не изменился, и по-прежнему более развитые страны при помощи иммиграции с радостью потребляют население менее развитых государств. Это выглядит завуалированно, и собственное население обычно против иммиграции, но политическая элита в большинстве случаев смотрит на иммиграцию как на благо для собственной экономики и не препятствует. Победителями в борьбе за людей на данный момент являются США, Европа и Россия.

Рост населения не менее важен, чем производительность труда

Для примера можно рассмотреть структуру экономического развития США за последние 65 лет:

 

Экономика выросла на 600% (в 7 раз), и почти за половину экономического роста ответственно именно количество населения - банальный рост занятости. Больше людей трудится – появляется больше экономических благ. Остальная часть экономического развития сформирована ростом производительности труда, за которым стоит научно-технический прогресс, образованность работников и рост капиталовложений. Соответственно, динамика населения – это не менее важная часть экономического развития, чем рост производительности труда, и, на наш взгляд, внимания ей уделяют несоразмерно мало.

График выше наталкивает на простой, но важный вывод: без увеличения населения (занятости) экономический рост сократился бы почти в два раза. А если население пойдёт на убыль, то экономический рост замедлится и даже может начать сокращаться – в зависимости от соотношения этих двух параметров.

Все лидеры в минусе

Говоря о населении в контексте экономического развития, логично сузить рассмотрение до возрастной группы 25-64 года, которая и создаёт материальные блага. Прогнозировать собственное население упомянутой группы достаточно просто, так как в 2040 году в ней будут состоять только те, кто уже успел родиться к сегодняшнему дню. Давайте взглянем на прогноз ООН при условии нулевой миграции, приняв текущее население за 100%:

Планета на наших глазах входит в период, которому сложно найти адекватный аналог в истории: все современные экономические лидеры и претенденты на лидерство будут переживать период сокращения собственного рабочего населения. Уже в ближайшие несколько лет это станет острой проблемой для Японии, России и Европы и позже достигнет огромного масштаба – минус 20% населения от текущего уровня. К 2030 году проблема затронет Китай и США. Сокращение рабочего населения затормозит экономический рост, и для нормального развития потребуется приток иностранного населения. Получается дилемма: открыть границы для мигрантов или потерять до 20% населения и экономики, но сохранить свой уклад.

Этот сложный выбор многими уже сделан, и механизмы давно запущены: США традиционно пошли по пути интеграции иммигрантов в своё общество, а вот Япония придерживается жёсткой политики закрытых границ. Разница между этими выборами видна невооружённым глазом: Япония находится в многолетнем дефляционном кризисе, из которого не помогают выбраться даже очень мощные монетарные и фискальные стимулы, но сохраняет свою однородную культуру. США же интенсивно развиваются и отошли от концепции WASP (“белый англо-саксонский протестант”).

Небоевые потери

В Европе и России уровень иммиграции был выше, чем в Японии, что позволяло компенсировать потери, но сейчас процесс требует значительного ускорения. А Китаю предстоит задуматься, чей опыт более привлекателен.

Европа испытает сокращение на 56 млн человек. На данный момент чистая миграция в Европе (те, кто приехал минус уехавшие) составляет порядка 500 тысяч человек в год и за 25 лет такой миграции прирост не дотянет даже до 15 млн человек, чего явно недостаточно. Конечно, в Европе существует множество программ стимуляции рождаемости, но результаты малы. Политика это всегда искусство возможного: приятно иметь рост собственного населения, но в случае Европы это нереально и приходится использовать то, что есть – иммиграцию. А Китай к 2040 будет пожинать плоды текущей семейной политики: для стабилизации рабочего населения дополнительно потребуется 100 млн. человек. По меркам Азии цифра не столь велика, как может показаться, и можно побороться за население с соседями, но пока чистая миграция в Китае отрицательна – уезжает 300 тыс. чел. в год.

Россия находится в авангарде обсуждаемого явления и занимает второе место в мире по чистому притоку населения, уступая только США – плюс 300 тысяч человек в год, но набрать необходимые 17,7 млн человек за 25 лет будет непросто. Если смотреть на источники эмигрирующего в Россию населения, то видно, что традиционный для нас источник, Средняя Азия, не сможет закрыть отечественные потребности в населении, даже если всё новое население эмигрирует в Россию:

 

Прирост собственного населения в упомянутых странах составляет лишь 13 млн человек против потребностей России в 17,7 млн. Если Россия не пойдёт по Японскому пути, то придётся бороться за чужое население с Европой. Несмотря на раскручивание в СМИ темы межрелигиозных и межрасовых конфликтов, на наш взгляд, проблема преувеличена. Например, в США доля небелого населения составляет 36.3%, а в Израиле неевреи формируют 25%. В то время как в Европе, например, исламское население составляет не более 10%.

При этом не стоит забывать о противоположной стороне иммиграции: кто-то не досчитается упомянутых миллионов людей. В краткосрочной перспективе бедным странам это помогает решать внутренние проблемы: снижается безработица и нагрузка на социальную сферу, но в долгосрочной перспективе страна с убывающим населением имеет всё меньшие шансы на процветание. Эмиграционные потоки сродни перетоку благосостояния, наглядный пример – Украина. На принципиальном уровне, не досчитавшись миллиона рабочего населения, эмигрировавшего в Россию, Украина потеряла 4% своего ВВП, которые отечественная экономика приобрела. Конечно, так прямолинейно рассуждать некорректно, но на концептуальном уровне ситуация именно такова. Отныне дополнительный миллион человек создаёт экономические блага именно в России, которые идут нам в ВВП.

Так что нас ожидают интересные времена: новое переселение народов и замедление экономического роста из-за сокращения собственного населения. Сегодня Европа с распростёртыми руками принимает даже беженцев-нелегалов – если страны третьего мира не могут удержать собственный человеческий ресурс, то развитые страны его приобретают, в том числе и Россия. В краткосрочной перспективе это может показаться бессмысленным, например, из-за безработицы среди мигрантов в случае Европы, но со временем вопрос трудоустройства будет решён, и потому подобные ходы кажутся нам вполне стратегическими и дальновидными.

P.S. от редакции

Данный материал не выносит оценок самой концепции "экономического роста", в которой даже сами народные массы всего лишь ресурс. Он просто разъясняет её текущую логику и делает прогнозы исходя из неё.  

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.