Между тем, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик сообщил о том, что администрация президента Обамы поддерживает инициативу о создании механизма расследования инцидентов на линии соприкосновения. Напомню: идея была озвучена во время августовской поездки замминистра обороны Армении Давида Тонояна в Вашингтон и заключается, помимо прочего, в установке на линии фронта датчиков, фиксирующих исходную точку выстрела и, соответственно, виновника нарушения режима перемирия. По словам Уорлика, эта инициатива находит всё больше сторонников и в Конгрессе США, сообщает газета американских армян Asbarez.
С другой стороны, российское издание «Ритм Евразии» со ссылкой на некий информированный источник в МИД Армении пишет о том, что сопредседатели МГ ОБСЕ в неофициальных беседах прямо указывают на то, что именно азербайджанское руководство отказывается от внедрения упомянутого механизма. «Позиция Азербайджана идет вразрез не только с логикой переговорного процесса, но и коренными интересами азербайджанского народа. Если год-полтора назад мы говорили о необходимости вывода снайперов с прифронтовой линии, то сейчас мы говорим, что необходимо прекратить использовать артиллерию», - цитирует издание свой источник.
В то же время собеседник «Ритма Евразии» в МИД Армении опроверг слухи о том, будто Москва требует от Еревана «вернуть» Азербайджану несколько районов вокруг бывшей НКАО в обмен на согласие Баку создать в регионе российскую военную базу. По словам источника, «ввод миротворцев в зону конфликта возможен лишь после подписания соглашения об урегулировании карабахского конфликта и определения статуса Нагорного Карабаха».
Российский политолог Станислав Тарасов, специализирующийся на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, обратил внимание на беспрецедентное «признание» Сержа Саргсяна о том, что «Нагорный Карабах – это Армения». Слова армянского президента прозвучали как раз после обострения на границе и до его поездки в Нью-Йорк. Комментируя в интервью газете «Взгляд» мирную инициативу по контролю над линией фронта, Тарасов отметил, что этот механизм требует вовлечения не только Армении и Азербайджана, но и Нагорного Карабаха.
«ОБСЕ требует, чтобы полевые командиры с обеих сторон, в первую очередь Степанакерта и Баку, вели диалог друг с другом, – сказал эксперт. – Речь идет о постепенной легитимации Нагорно-Карабахской Республики. С другой стороны, обострение не вписывается ни в какую региональную логику. В 200 километрах от границ бывшего СССР, в Сирии, идут бои, Москва постепенно втягивается в этот конфликт. На Ближнем Востоке крайне нестабильная ситуация, и открытие фронта на Кавказе никому не нужно, особенно Москве». Тарасов добавил, что «в нынешних условиях та сторона, которая первой начнет масштабную войну, проиграет».
Интересно посмотреть, как на последние инциденты реагируют в Баку. Азербайджанский журналист Чингиз Султансой раскритиковал Минобороны своей страны, отказавшееся комментировать соответствующую информацию тем национальным СМИ, которые «тиражируют публикации из Армении» (!). Это демонстрирует слабость военного ведомства Азербайджана, сказал журналист в интервью порталу Moderator.az. «Беда в том, что люди не верят информации, предоставляемой нашим Министерством обороны. Это связано с тем, что часто негативные случаи в армии скрываются или предоставляется ложная информация. В итоге, доверие к Минобороны теряется», - сказал Султансой.
Он считает неправильной позицию Минобороны, которое обвиняет журналистов. «Лично я не верю, что в допущении негативных инцидентов в армии виновны не офицеры, которые ответственны за смерть солдат в небоевых условиях и должностные лица, а журналисты, освещающие эти случаи», подчеркнул собеседник. В интервью этому же изданию политический обозреватель Эльхан Мехдиев сказал, что «Азербайджан отстает в информационной войне с Арменией». По его словам, мир больше слышит голос армян, и международное сообщество больше всего получает информацию от армянских СМИ.
…Мои армянские друзья и коллеги рассказывают, что в карабахском обществе предельно накалена обстановка. И гражданские, и военные возмущены: «Где приказ?!». Люди готовы с оружием в руках воевать за свою землю, но сейчас больше рассержены не нападками Азербайджана, а бездействием армянских и карабахских властей: «Доколе мы будем молча взирать на эти безобразия и хоронить своих сыновей в якобы мирное время?».
Я, признаться, не особо осведомлен об уровне и качестве информированности азербайджанского общества, но предполагаю, что «сарафанное радио» работает лучше официоза. А значит, в соседней стране прекрасно осознают масштабы катастрофы, которая постигнет азербайджанский народ в случае, если очередной трагический инцидент на границе вызовет жесткий ответ армянской стороны. Нет сомнений в том, что новая война в Карабахе будет соизмеримо более жестокой, кровопролитной и технически более совершенной, чем это было двадцать лет назад. Трудно сказать, кто выйдет победителем из этой войны, но тому, кто ее развяжет, надо будет тысячу раз подумать, прежде чем сделать роковой непоправимый шаг.