Турецкое издание: Это не камни – а украденные жизни армянБлагодаря одному заявлению было опубликован отрывок из описи имущества армянского фонда, ограбленного турецким государством. Зрелище тяжелое, пишет турецкая газета Radikal. Представляем статью колумниста газеты Демета Бильге «Это не камни – а украденные жизни армян».

«По разным причинам конфискована 661 единица имущества, принадлежавшего армянским вакифам. Из них возвращены вакифам только 143, в результате законодательных изменений за последние 10 лет,. Это число составляет только 10.77% от 1328 единиц недвижимого имущества вакифов».

Это предложение большинство пробежит глазами как очередную статистическую сводку: «недвижимость», «конфисковали», «фонд», «вернули»…

Тогда как каждое слово здесь выражает вековое попрание прав турецких армян и ту нескончаемую борьбу, которую они против этого вели. «Заявление 1936 г» многим тоже может показаться бессмысленным, за исключением знакомых с темой. Тем не менее, это заявление означает начало конфискации такого имущества, как культовые здания, приюты и школы.

«Вакифское имущество» – одна из тем, о которых чаще всего писал Грант Динк, который 7 лет назад был убит перед редакцией своей же газеты «Акос». Он по каждому случаю рассказывал, хотел представить «Заявление 1936 г», то, как было конфисковано имущество, принадлежавшее армянам, и как вакифы не смогли получить его назад. Даже многочисленные журналисты расспрашивали у Динка подробности этой темы.

Фонд Гранта Динка, основанный после его убийства, на прошлой неделе издал книгу, над которой долго работали. В книге под названием «Заявление 2012 г» 400 страниц – самый подробный список армянского вакифского имущества, поныне находящегося в Стамбуле.

Все данные выложены в Интернете.

Книга, предисловие к которой написал доктор, профессор Хюсеин Хатеми, составлена Мехметом Полатели, Норой Мильданоглу, Озгюром Леманом Эреном и Мехметом Атылганом. Эта команда, 2 года изучая архивы, старые карты, государственные списки, работая ночь и день, довела книгу до конца. Одним из источников, которым пользовались авторы, был архив гранта Динка. Другим стали папки покойного адвоката Тирана Бакара… Именно благодаря им были приобретены многие тайные документы. Как отмечают участники исследования, некоторые данные получить было не столь уж легко. Некоторые учреждения, в рамках закона «О получении информации» давали неудовлетворительные ответы, многие вовсе не давали. Однако в результате мы имеем следующую картину. Установлено, где в Стамбуле на сегодня находится имущество армянского вакифа и в каком оно состоянии. На сайте www.istanbulermenivakiflari.org выложены все данные, карты, а также более 200 фотографий.

Это исследование – результат не одной лишь инвентаризации. В нем представлен процесс от «Заявления 1936 г» до наших дней». В книге представлены истории о конфискации имущества 5 вакифов. В оманский период общинные вакифы сохранялись благодаря доходу от своего имущества. В 1935 г. был издан закон, по которому от вакифов всех нацменьшинств потребовали «слияния их имущества».

Именно этот документ называют «Заявлением 1936 г». Вакифы выполнили это требование. Они еще не знали, то их ждет. Годы спустя, в 1975 г, кассационный суд принял решение, по которому «Вакифы нацменьшинств не могут иметь какого-либо имущества, кроме задекларирванного в 1936 г». Было конфисковано все то имущество, которое вакифы приобрели после 1936 г. Объявлены недействительными все те свидетельства о собственности, которую они купили либо приобрели в виде пожертвований. В ряде случаев объявили недействительными даже те, что были упомянуты в «Заявлении 1936 г.». Многочисленные вакифы перестали действовать, не в силах нести расходы.  Армянские школы объединились, учеников стало меньше. В 2011 г., решением «законодательного положения» часть недвижимости была возвращена.

История не камня – человека

Нынешняя ситуация характеризуется следующим абзацем в предисловии: «В этой книге рассказывается не о строениях из камня и бетона, не о конфискованных зданиях, а об истории людей из плоти и крови. Строения, описанные здесь – это те здания, которые создали вместе люди, жившие на этой земле – старые и молодые, женщины и мужчины, богатые и бедные.

Это имущество было тем источником, который давал жизнь зданиям культа, школам, приютам, домам престарелых, – целому сообществу. Общественная жизнь и культура армян Турции были основаны на этой экономической опоре. Следы этой уничтоженной жизни и культуры записаны в этой книге: вместе с «почему» и «как», чтобы несправедливость не повторилась завтра …».

Школу для сирот «превратили в дорогу» из-за эпидемии холеры

«Во время большой эпидемии холеры 1865 года без родителей и крова сталось множество детей, Србуи Ншан Галфаян берет на себя заботу о 17 девочках-сиротах 2-10 лет. В Аскее (Хасгюх, квартал в Стамбуле  – прим. перев), в своем доме, она начинает уроки рукоделия, чтобы и занять детей, и иметь возможность содержать их. Из этой личной инициативы позже был создан приют Галфаян, который станет самым традиционным учебным заведением Стамбула и местной армянской общины». А каким был конец этого приюта, созданного с такой гуманитарной целью? Деревянное здание приюта, долгое время бывшего домом для детей, в 1960-е годы было национализировано для строительства дороги к Босфору. Возражения остались безрезультатными. Так как армянское имущество было конфисковано, перейти в другое здание им не позволили. Школа Галфаян около 30 лет действовала в тесных деревянных домах. В дальнейшем здание этой школы было использовано вместе с дошкольным учреждением в Ускюдаре (Скютар, квартал в Стамбуле – прим. перев).

А эта школа, годами платившая аренду…

Одна из школ, основанных армяно-католическим орденом мхитаритов на острове Св. Лазаря в Венеции в 18-м веке, в 1958 г. была перенесена в здание, купленное у Эмине Тевфики Айашлы за 710 тысяч лир и была названа частным армяно-католическим дошкольным учреждением Бомонти. Однако общее руководство вакифов, под тем обоснованием, что здание не было упомянуто в «Заявлении 1936 г», возбудило уголовное дело с требованием вернуть постройку «прежнему владельцу». В 1984 г. суд принял решение, и здание, как наследство Эмине Айашлы, было передано мэрии Анкары и братьям Айашлы. Последние продали свои акции компании «Мильташ». В 1998 г. вакиф стал арендатором, платившим за постройку, которую 30 лет назад купил. Начали частями погашать и «долг за прежнюю аренду». Однако компания «Мильташ» представила возражение в вопросе договора и возбудило уголовное дело против вакифа с требованием компенсации за конфискацию. 2 февраля 1999 г. было принято решение освободить здание, и школа опустела.

Из здания выбросили письменные шкафы, парты, игрушки и пианино. Посреди зимы школьники остались без школы. Их родители провели акцию неповиновения – что среди турецких армян мы встречаем нечасто, и разбили лагерь во дворе школы. После этого они вернулись в здание и годами платили за аренду. С 1 ноября этого года постройка была наконец возвращена вакифу.

То, чему мы учим наших детей…

«При каждой церкви у нас есть школа. Школы и церкви живут на пожертвования народа. Законом 1936 г. государство потребовало у наших вакифов: «представьте в одном списке все имущество, которым владеете». Прошло 40 лет, и в 1975 году кассационный суд издал решение: «вакифы национальных меньшинств не имеют права иметь другого имущества, кроме того, которое упомянуто в заявлении 1936 года. Имущество, приобретенное после этого, будет возвращено прежним владельцам» и 40 единиц недвижимости, где учились наши дети,  которые содержались на доходы от их платы, были у нас отняты». (Грант Динк)

news.am

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.