Меня в последнее время так часто спрашивают в разных СМИ о грандиозном успехе победившей тоталитарную Россию доблестной украинской авиации, что, думаю, имеет смысл написать об этом чуть поподробнее.
Итак.
Шаг первый.
Киев объявляет «санкции» в отношении ряда крупнейших российских авиакомпаний, которые не смогут летать на эту территорию с 25 октября текущего года. Мотивируется это тем, что данные авиакомпании мало что летают в Крым, так еще и не платят за это Украине. Но это – явно только предлог, потому как «политическую причину» предельно ясно и четко формулирует вполне себе официальное лицо, премьер-министр Арсений Яценюк: «Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах».
Шаг второй, вполне ожидаемый.
Россия принимает ответные «зеркальные меры», которые украинские власти даже особо не комментируют, если не воспринимать, разумеется, всерьез реплики все того же Яценюка и девиант-журналиста Портникова об их «необоснованности», ибо Украина-то "наказала Россию" за Крым, Луганск и Донецк, а нас-то за шо?!
И все это бы вполне, по крайней мере внешне, укладывалась в слегка шизофреническую логику нынешних украинских экономических властей, если бы не «два но». Во-первых, в первую очередь здесь страдает до сих пор, как ни странно, более-менее живая украинская авиатранспортная отрасль. Для которой Российская Федерация все равно была и остается одним из наиболее приоритетных направлений: тут все просто, только украинские аэропорты теряют от десяти до пятидесяти процентов пассажиропотока. И такого не выдержит баланс ни одного реально функционирующего на реальном рынке предприятия.
Про украинских авиаперевозчиков же тут и говорить нечего: они уже и сами все сказали, причем вполне откровенно.
Но это еще не главное.
Параллельно с одним ударом украинская авиация получает еще и второй: начав санкционную войну с российскими авиакомпаниями, Киев решил заодно блокировать поставки авиакеросина из Белоруссии и Болгарии. Эти шаги могут спровоцировать жесточайший кризис в авиационной отрасли страны. Больше всего пострадают украинские перевозчики и пассажиры, а их место на рынке перевозок и поставок топлива с легкостью могут занять европейские игроки. При этом, нужно очень четко понимать, что на белорусский и болгарский авиакеросин приходилось свыше пятидесяти процентов баланса украинского рынка авиатоплива - от слова «вообще».
И поэтому я бы вряд ли стал искать причины такой атаки на украинскую авиацию вне самой Украины и, тем более, в политике. Потому как крепнет убеждение, что это сугубо внутренняя операция: просто кому-то весьма и весьма приглянулся украинский авиарынок и этот «кто-то» просто затеял на нем передел собственности. А премьер Арсений Яценюк в данной ситуации всего лишь рейдер, работающий исключительно в интересах «заказчика», ну, а все остальное – это розовые сопли, прикрывающие вполне конкретный и вполне коммерческий интерес.