bodiesВ год столетия Геноцида армян мир стал свидетелем и невольным соучастником очередного геноцида. Трудно представить более тяжелую и ужасную дань памяти жертвам резни 1915 года, чем библейский исход сирийцев, иракцев, ливийцев и курдов с Ближнего Востока в 2015 году. Ибо, по справедливому определению Гранта Динка, одно только насильственное изгнание людей с Родины уже является геноцидом.

История повторяется в том случае, если из нее не извлекают уроков. История повторяется столько раз, пока из нее не извлекают уроков. Одна из причин происходящего у нас на глазах краха Ближнего Востока в том, что мир до сих пор не смог осознать и признать Геноцид армян, а значит и свою долю ответственности за собственное участие или невмешательство, за устранение продолжающихся последствий. Именно это открывает врата ада для новых геноцидов. Такое утверждение отнюдь не риторическое преувеличение и не злорадство – вспомним самую страшную фотографию этого года – бездыханное тело курдского ребенка, выброшенное морем на берег. Знаете, чей это берег? Это вновь Турция…

CNN на днях показало ужасающую видеозапись – турецкие рыбаки забивают до предела свои утлые лодки отчаявшимися сирийскими беженцами, в основном женщинами и детьми, собирают с них последние деньги, а затем, отплыв в море на сотню метров, прыгают в воду, оставляя несчастных на волю волн и ветра – сами же вплавь возвращаются на берег за новыми жертвами. Репортер CNN с горькой иронией сказал, что в Турции сегодня почти никто не ловит рыбу – все рыбацкие лодки используются для контрабандной переправки беженцев в Европу – или на дно. Турки кормят рыбу беженцами…

И все-таки кое-что в мире изменилось за прошедшие сто лет. К примеру, неузнаваемо преобразилась Германия, куда не зря так стремятся все мигранты. После бесноватых генералов и фюреров к власти там пришла дочь скромного пастора, которую немцы ласково называют  “мутти’’, мамочка. Железная леди с мягкими манерами, Ангела Меркель заявила на днях, что Германия примет до 800 тысяч беженцев, ибо этого требуют европейские ценности милосердия и христианства. Не знаю, есть ли более сильное средство от исламской нетерпимости, чем такая человечность. Для сведения, шесть самых богатых арабских государств – Саудовская Аравия, Кувейт, Эмираты, Катар, Оман и Бахрейн до сих пор не приняли у себя ни одного мусульманина-беженца. Ни единого.

У меня есть две идеи, которые могут оказаться небесполезными в общественной дискуссии по этим проблемам. Одна относится к действиям Европы по решению гуманитарного кризиса на Ближнем Востоке. Вторая касается позиции Армении, вернее – чувства долга и миссии нашего народа.

Мне кажется, что Европа может найти неожиданное,  хотя и вполне естественное решение сразу для двух экзистенциальных вопросов, вставших перед нею. Что, если направить бесконечный поток беженцев из Сирии, Ливии, Ирака и Турции на несколько крупных и практически безлюдных островов Эгейского архипелага, принадлежащих Греции, и именно там сконцентрировать все усилия западных стран в области гуманитарной и медицинской помощи беженцам, создания инфраструктур для жилья, рабочих мест и обучения для их семей? Подобное решение подсказано самой жизнью – элементы такой самоорганизации уже просматриваются в стихийном лагере беженцев на ближайшем к Турции греческом острове Лесбос. Если Греция согласится взять на себя эту тяжелую ответственность, то Евросоюз должен радикально пересмотреть непосильное бремя греческих финансовых долгов. Полагаю, что сделка ‘’ беженцы в обмен на долг’’ гораздо справедливее и человечнее, чем грабительский обмен “имущество за долги”, предпринятый Россией в Армении под прикрытием тогдашнего президента Кочаряна.

И здесь самое время задуматься о настоящем долге нашей нации – о моральной ответственности и памяти. Сто лет назад Сирия и Ирак, Иран и Ливан приняли сотни тысяч армянских беженцев, спасавшихся от турецкой резни. Если бы Армения сейчас была государством, а не кремлевско-лубянским филиалом, то нет лучше повода доказать свою принадлежность всемирной человеческой семье в качестве достойного и благодарного ее члена. Гуманитарная помощь Армении беженцам с Ближнего Востока не только вернула бы нам уважение мира, но и доказала бы, что мы были достойны спасения век назад и заслуживаем всемирного признания и исправления последствий Геноцида.

Однако, похоже, мы смирились с властью рабов над собой и собственным рабством под ними, а человеческие проявления и национальное достоинство – свойство лишь свободных людей и народов. И потому я сделаю лишь одно предложение нынешним властям Армении – использовать последний оставшийся непроданным природный ресурс нашей земли – питьевую воду горных рек – для срочного создания государственного фонда помощи жертвам войн и катастроф по всему миру. Первое, в чем всегда нуждаются все беженцы или спасенные от пожаров или наводнений, от бомбежек или землетрясений – это вода. Армения в таких случаях может поставлять большое количество питьевой воды из особого госфонда по каналам ООН и НАТО, под флагом Красного Креста и национальным триколором.

Убежден – это наименьшее, что может и должна сегодня сделать наша страна, чтобы хоть отчасти вернуть долг благодарности арабским братьям и сестрам за спасение наших сирот и беженцев от турецкой резни сто лет назад. И может быть – хоть часть самоуважения.

(на фотографии: тела юноши и девушки из Ливии, обнявшихся перед смертью при кораблекрушении очередного судна с беженцами)

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.