Москву с рабочим визитом посетил президент Армении Серж Саргсян. На встрече с президентом России Владимиром Путиным они обсудили вопросы дальнейшего углубления сотрудничества в различных сферах и интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве.
Встреча под грохот канонады
Сама встреча проходила на фоне резкого обострения ситуации на передовой. Уже несколько дней идет обстрел сел Тавушской области Армении и нарушается режим прекращении огня на линии соприкосновения с Нагорным Карабахом. Есть убитые и раненые с обеих сторон, в том числе среди мирного населения.
Армянская общественность ожидала, что Серж Саргсян сделает обсуждение ситуации одним из главных вопросов в беседе с военно-политическим союзником. И, конечно, затронет тему многомиллиардных поставок российского оружия Азербайджану.
Обострение на линии соприкосновения совпало с визитом в Азербайджан министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. И при отсутствии конкретной информации о его переговорах в Баку в армянских СМИ (особенно антироссийски настроенных) муссировались различные слухи о них.
Армянская общественность ждала, что Саргсян на встрече с Путиным поднимет вопрос обострения в Нагорном Карабахе
Однако (по крайней мере, в публичной части встречи) оба лидера постарались избегать упоминаний о происходящем на границе Армении.
Путин, приветствуя Саргсяна, отметил, что регулярно обсуждает с ним вопросы, касающиеся двухсторонних отношений.
«Но тем не менее у нас всегда есть что обсуждать, имея в виду особый характер отношений между Россией и Арменией, имея в виду присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и полноформатное участие в другой нашей интеграционной структуре – ОДКБ. Я бы хотел сейчас с Вами некоторые вещи пообсуждать в этом плане», – заявил Путин.
Саргсян, поблагодарив своего российского коллегу за усилия по поиску путей решения карабахского конфликта, сообщил, что намерен подробно рассказать об обострении ситуации в зоне конфликта на саммите ОДКБ в Душанбе 15 сентября.
Саргсян планирует поднять вопрос обострения ситуации в Нагорном Карабахе на саммите ОДКБ
«Азербайджанская сторона помимо крупнокалиберного огнестрельного оружия использует артиллерию. Конечно, нам приходится отвечать. Я об этом подробно расскажу на саммите ОДКБ в Душанбе», — добавил армянский лидер.
Акцент на экономику
Не обошлось на встрече и без обсуждения проблем в экономической сфере. А они вызывают озабоченность: проблемы российской экономики, обусловленные падением цен на нефть и западными санкциями, автоматически влияют и на тесно связанную с ней армянскую экономику.
Спад в торговле с Россией за январь-июль 2015 года составил 14,2% (653,5 млн долларов) по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Частные трансферты, поступившие из России в Армению за январь-июль 2015 года через банковскую систему страны на имя физических лиц, снизились на 35,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив порядка 511,9 миллиона долларов (75,9% в совокупном объеме всех трансфертов).
Доля России в прямых инвестициях в армянскую экономику упала с 47% (2014 год) до 11%.
«В прошлом году по сравнению с 2013 годом у нас значительно вырос товарооборот, но, к сожалению, за первое полугодие текущего года произошла корректировка в сторону понижения. Мы сегодня тоже, наверное, поговорим об этом, там есть определенные нюансы, на которые у меня пока нет ответа, хотелось бы обсудить с Вами эти вопросы», — заявил Путин.
В свою очередь его армянский коллега, напомнив о членстве двух стран в Евразийском союзе, акцентировал внимание на одном из самых болезненных для армянской стороны вопросов – цене на газ.
«В этой кризисной ситуации колебание валют очень болезненно сказывается на тарифах, и я очень надеюсь, что мы найдем новые решения, хорошие решения», — заметил Саргсян.
Отложенные проблемы
Чтобы показать хоть какие-то конкретные достижения, достигнутые в ходе встречи, президенту Армении пришлось вновь перечислить все те договоренности, которые были достигнуты еще в ходе июньского визита в Ереван сопредседателя армяно-российской межправительственной комиссии, министра транспорта РФ Максима Соколова.
Это и 200 млн долларов льготного кредита на закупку новейшего российского оружия для армянской армии, и снижение цены на поставляемый в Армению российский газ (165 долларов за 1 тыс. кубометров вместо прежних 189), и передача армянскому правосудию дела в отношении российского военнослужащего Валерия Пермякова, подозреваемого в убийстве семьи в Гюмри.
Единственной новой договоренностью, достигнутой в ходе визита Саргсяна, стало сообщение о том, что инвестиции «Газпрома» в развитие газотранспортной системы Армении в ближайшие пять лет планируется увеличить на 60 миллионов долларов.
Но оно вызвало у многих жителей Армении – даже пророссийски настроенных – недоумение: 100-процентная армянская «дочка» «Газпрома» («Газпром Армения») непонятно как назначает цены на газ, а Москва сделала Еревану скидку на голубое топливо лишь после того, как ее уже получили страны ЕС, которые ввели антироссийские санкции, и даже Украина.
Ценовая политика ЗАО «Электрические сети Армении» («дочка» российского ИНТЕР РАО ЕЭС) ничем не отличается в лучшую сторону от «Газпрома», что и привело летом этого года к массовым акциям протеста в Ереване.
Фактически «благодаря» российским компаниям, причем с госкапиталом, армянские потребители не почувствовали выгоды от присоединения страны к Евразийскому союзу, даже несмотря на резкое снижение цены на поставляемые в Армению энергоресурсы.
«Благодаря» российским компаниям, причем с госкапиталом, армянские потребители не ощутили выгоды от присоединения к ЕАЭС
Армянская общественность уверена, что вся выгода ушла в карманы топ-менеджеров этих компаний и коррумпированных армянских чиновников, не желающих исполнять свои обязанности и защищать интересы сограждан.
Самый болезненный вопрос
Однако самым болезненным вопросом в двухсторонних отношениях остается непонятная политика России в карабахском конфликте, которая представляется армянской стороне не соответствующей военно-политическому союзу Москвы и Еревана в рамках ОДКБ и двухсторонних соглашений.
Политика Москвы «и нашим, и вашим», ошибочная уверенность в том, что Армении «некуда деваться», усиливают антироссийские настроения в армянском обществе. В перспективе это грозит России потерей единственного союзника в регионе: Грузия-то стремится к членству в ЕС и НАТО, а Азербайджан хоть и заявляет о своем стремлении не участвовать в интеграционных проектах ни Запада, ни России, при этом считает своим военно-политическим союзником члена НАТО Турцию.
Пока что, благодаря армянским властям, практически не поднимающим эти вопросы публично, российским властям удается избежать конкретизации своей позиции в отношениях между двумя странами – в частности, в вопросах продажи оружия Азербайджану и отсутствия реакции на обстрелы территории своего союзника.
Но откладывание проблем еще не означает их решения. Это означает, что их придется решать в будущем – только, возможно, в более неблагоприятных условиях.