В последние годы в Армении началась реализация нескольких крупных образовательных проектов, которые делают республику региональным лидером в образовательной сфере.
Однако остается вопрос, как приспособить международные стандарты образования к местным реалиям, совместить процесс глобализации с сохранением национальной идентичности?
И самое главное – сумеют ли выпускники этих образовательных учреждений реализовать свои способности и применить на практике полученные знания при действующей в Армении политической и экономической системе?
Дилижанская школа
Вероятно, самым крупным проектом в этой сфере является UWC Dilijan College – единственное пока учебное заведение в Восточной Европе и СНГ, входящее в сеть «Объединенных колледжей мира».
Школа была построена в городе-курорте Дилижан по инициативе известного российского предпринимателя и филантропа Рубена Варданяна.
«Талантливые и креативные люди – это главный актив и залог конкурентоспособности любой страны, поэтому образование, в том числе и довузовское, является для нас одним из приоритетных направлений», – заявил Варданян, являющийся председателем Совета партнеров-основателей UWC Dilijan College.
Общая стоимость проекта – 150 миллионов, а средства на него выделили Варданян и его друзья-бизнесмены из разных стран мира (более 200 доноров).Партнерами-основателями колледжа стали Владимир Аветисян (Роснано) и Анна Аветисян, Гагик Адибекян (RD Group), Нубар и Анна Афеян (Flagship Ventures), Олег Мкртчан (Индустриальный союз Донбасса). Помогли также Виктор Вексельберг (Сколково, «Ренова»), Герман Греф (Сбербанк), Борис Зимин (фонд «Династия»), Сулейман Керимов («Нафта Москва»), Анатолий Чубайс (Роснано), Авдотья Смирнова и другие.
Причем проект имеет не только образовательное, но и экономическое значение: школа должна стать локомотивом для развития региона, в котором находится.
На момент открытия школы в ней было около сотни учеников из 49 стран (но лишь десять человек из Армении), а к 2023 году загрузку учебного заведения планируется довести до максимума – 650 человек. Учатся там и дети из Турции. А президент Армении Серж Саргсян на церемонии открытия учебного заведения выразил надежду на то, что в него когда-нибудь поступят и дети из Азербайджана.
Учеба в Дилижанской школе – удовольствие недешевое (более 30 тысяч долларов), но расходы частично или даже полностью берет на себя специальный фонд, призванный помочь талантливым детям из разных стран мира получить качественное образование. Главное для них – пройти жесткий отбор. Обучение проводится по признанной ведущими вузами мира программе IB Diploma.
Учеба в Дилижанской школе стоит более 30 тыс. долларов, но расходы частично или полностью берет на себя специальный фонд
Преподавание в Дилижанской школе, как и во всех колледжах сети UWC, ведется на английском языке. Сами колледжи являются символом эпохи глобализации: дети из одних стран направляются в другие, что призвано сделать из них граждан мира.
Зачастую некоторые порядки в школе – в духе новомодных западных тенденций – могут удивить привычного к традиционным ценностям человека: к примеру, общие туалеты, которые призваны показать отсутствие сексизма.
Школа «Айб»
В отличие от UWC Dilijan College, в другом крупном образовательном проекте – школе «Айб» (первый в Армении школьный городок) – при использовании передового мирового опыта в сфере образования упор делается на национальную идентичность.
Школа является одним из проектов образовательного фонда «Айб», основанного в 2006 году представителями армянской диаспоры России, выпускниками физико-математической школы Еревана.
Один из создателей фонда – известный российский предприниматель, основатель и член совета директоров группы компаний ABBYY Давид Ян. По его словам, собственным успехом в жизни он обязан хорошему образованию, полученному в школе, а затем в вузе, и учителям.
«Это причина, почему мои друзья из физико-математической школы Еревана и я думали о том, как бы мы могли помочь Армении, и мы решили основать школу, которая также поможет сделать качественное образование и квалификацию преподавателям. Вот с чего все начинается», – заявил Ян в одном из интервью.
Одним из символов сохранения национальных традиций является строительство церкви Сурб Таргманчац (Святых Переводчиков) на территории школы «Айб», а также председательство в совете попечителей фонда одного из самых образованных священнослужителей армянской церкви, иерея Месропа Арамяна (также выпускника физмата).
В школе «Айб» наряду с применением передового опыта в сфере образования сделан упор на национальную идентичность
Цель проекта «Айб» – создание в Армении школы ХХI века, разработка передовых методик преподавания, которым смогут следовать остальные учебные заведения республики. Например, только тут пока в программу входит такой предмет, как робототехника, и ученики регулярно занимают призовые места на разных международных соревнованиях.
Фонд совместно с Министерством науки и образования Армении и при сотрудничестве с Кембриджским университетом и Институтом образования Лондона начали крупномасштабную «Национальную программу превосходства образования», целью которой является внедрение в армянские школы «Араратского бакалавриата» («Айб Бен» или АБ), соответствующего международным стандартам, и подготовка высококвалифицированных педагогов, которые смогут по этой программе преподавать.
«Мы должны воспитывать армян, которые могли бы взять на себя ответственность за будущее нашего народа, имели бы чувство принадлежности к своей нации, стали бы частью своей культуры», – заявил иерей Месроп Арамян.
Мы должны воспитывать армян, которые могли бы взять на себя ответственность за будущее нашего народа
Плата за учебу в старшей школе «Айб» составляет 6 тысяч долларов в год в драмовом эквиваленте, однако поступают туда все на равных условиях, без учета финансового фактора. И лишь когда ученик оказывается в списке поступивших, родители могут обратиться в комитет «Айб» по финансовой поддержке с просьбой оплатить учебу их ребенка. С учетом платежеспособности семьи ученику может быть предоставлена стипендия.
Мечты и реальность
Инновационные образовательные проекты в Армении не ограничиваются лишь школами «Айб» и UWC Dilijan College. Следует также отметить центры креативных технологий «Тумо» для развития детей среднего и старшего возраста в Ереване и Гюмри, различные программы и лаборатории для армянских студентов ведущих мировых компаний-лидеров ИТ-сферы (Microsoft, Synopsys и др.).
Но остается отрытым вопрос, скажутся ли эти проекты на развитии республики? Ведь в нынешней Армении (как и практически на всем постсоветском пространстве) успех в бизнесе зависит не от талантов предпринимателя, а от близости к властным структурам, умению выходить на «нужных» людей и делиться с ними.
Власть же, несмотря на свою поддержку образовательных проектов в республике, пока ставит свои интересы выше национальных. И не собирается менять правила игры, переходя от олигархической модели экономики к реальной конкуренции в экономике и политике. А без этого невозможно обеспечить развитие страны, не имеющей баснословных доходов от продажи энергоресурсов. В этом деле армянские власти могут рассчитывать лишь на таланты своего народа, его мозги и руки.
Власти Армении, несмотря на свою поддержку образовательных проектов в республике, пока ставят свои интересы выше национальных
В этих условиях выпускники передовых школ, прекрасно образованные и знающие иностранные языки, встанут перед соблазном эмиграции, которая даст им возможность самореализации, практически отсутствующую на родине.
Остается лишь разделять оптимизм Рубена Варданяна, не опасающегося, что дети, уехавшие учиться за рубеж, могут потом не вернуться домой. Он частенько напоминает, что и сам в 17-летнем возрасте уехал учиться в Москву, но потом вернулся и теперь осуществляет проекты на своей исторической родине.
«Вопрос не в том, кто уехал и когда уехал. Это вопрос твоего отношения к родине, отношения к тому, что ты считаешь важным для себя что-то сделать в том месте, где ты родился и вырос. Это, я думаю, будет у этих ребят обязательно – может, не у всех, но в этом нет ничего страшного, это нормальный процесс… Нам надо не бояться их отъезда, надо сделать так, чтобы им хотелось вернуться и делать интересные проекты», – заявил Варданян.
С ним солидарен и Давид Ян: «Мы считаем, что такие интеллектуальные проекты изменят окружающую среду через 5-10 лет, они изменят качество учащихся. В будущем эти дети станут учеными, финансистами, бизнесменами, инженерами и вернутся в Армению на новые проекты. Наша мечта – чтобы они возвращались и меняли Армению».