Последние десятилетия слово «миацум» раскатами многоголосого эха проносится по армянским митингам, аудиториям и площадям. О нем не устают вещать записные ораторы, начинающие публицисты и желающие прослыть патриотками домохозяйки. Поэты и писатели в тысячах оттенков живописали и разрабатывали эту излюбленную тему. На алтарь этого идола приносились жертвы, не всегда оправданные. Отсутствием нужной кондиции этого миацума объяснялись все провалы и неудачи национальной жизни.
Но чем больше взывали к нему, тем жарче становились обвинения в расколе, тем дальше он уплывал за горизонт и растворялся в дымке неосуществимых иллюзий. Казалось, он исчезнет и люди успокоятся и займутся неотложными делами. Но этот миацум оказался многоликим янусом, великим перевоплощенцем, и коль скоро публика жаждала его видеть, он стал представать в различных одеяниях, далеко не похожих на привидевшуюся общественной мысли Армении панацею.
«Вы меня ждали? Вот я – отлично сколоченный семейный клан, плюющий на общественные нравы. Не хотите, тогда вот я – незримо спаянная мафия, не выдающая своих. Опять не нравится? Ничего не поделаешь, самый сильный миацум — в воровской шайке.
Тогда вот другой яркий образец миацума – жесткая бизнес-корпорация, в которой имя шефа произносится шепотом, чтобы не подумали, что есть и другие мнения по поводу организационных норм. Это напоминает вам рабовладение? Хорошо, но вот партия, лидер которой требует миацума вокруг него. Ах, вы это уже проходили!»
Но у миацума есть много других, не столь публичных вариантов. Но все они, при ближайшем рассмотрении центрируются вокруг интересов, мнений и оценок той или иной личности, пусть даже ее проектов будущего Армении. Начало этой ложной панацеи кроется в веках, но немалую долю в психологию миацума вложили и детские сказки о венике, которого, якобы, труднее разломить, чем отдельные прутики.
Неверно все это! Попробую привести примеры из другой сферы. На математическом семинаре, академики увещевают друг друга хранить единство в своих рядах и не подвергать критике ошибочно доказанные теоремы. На производственном совещании в конструкторском бюро инженеры договорились не выдавать начальству авторов проектов мостов с неверно выполненными расчетами. Неверный диагноз одного врача не может быть оспорен другим, где же тогда корпоративная солидарность? Я уж не говорю о физике, астрономии, биологии и всех остальных науках, где просто посмеялись бы над концепцией миацума в науке.
Но общественная жизнь столь же упорядочена, подвержена всем природным закономерностям и не допускает апелляции к желаниям людей. Человек всего лишь инструмент общественного развития, при осознании тенденций которого, он может внести коррективы в свою жизнь. Какой может быть миацум в обществе вне социальной науки?
Другое дело, что отечественные социологи не принимают участия в разработке долгосрочных проектов преобразования общественного климата, бытовой ментальности, социального развития. Все это поступает нам в готовом виде, в пакете с иностранной этикеткой, в том числе и лозунг миацума. Давайте на минутку вдумаемся в сложность общественного (государственного) механизма. Десятки тысяч различных профессий, видов деятельности, ремесел, высококвалифицированного труда и не очень должны скрупулезно выполнять свои функции и обязанности, чтобы завтра мы проснулись в том же обществе, а не хуже по качеству. Но каждая профессия без приобщения к новым знаниям моментально устаревает, и мы катимся вспять в данном секторе общественного воспроизводства. Но все эти виды деятельности выдвигают свои требования к надлежащим общественным условиям, в которых только они и должны функционировать. Кто и как установит миацум между требованиями многочисленных социально-профессиональных субъектов – от атомной энергетики и авиа промышленности до мелкой торговли и банковских услуг? Тем не менее, он возможен и разрабатывается отнюдь не на площадях и партийных сходках. Достаточно только представить, каким объемом информации и специальных знаний должны владеть люди, умеющие решать эти проблемы.
Какую же замену лозунга миацума мы можем предложить? Пора выходить из младенчества. Мощное развитие современных технологий, охват ими всех сфер человеческой жизни крепкими жгутами информационного контроля обвязал человеческую энергию. Она очень даже избыточна, планете она уже не нужна. Будет идти ( и давно идет) подспудное уничтожение человека. Анахронизмом звучат некогда выспренние слова об уникальности и ценности каждой человеческой жизни. Как и во времена жутких истребительных нашествий, в живых оставляли лишь людей, умеющих делать что-то, что не могли завоеватели. Поэтому, спасение армян не в миацуме, а в высоком профессионализме, ответственности за свой труд и за свое слово. Если производственные цепочки не срываются ни в одном звене, если сказанное слово надежней, чем гранит, если издалека видны нечистоплотность и аморализм, которых не подпускают к себе, то это и есть желанный миацум.
Эрнест Григорьян
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать