7 августа исполнился год со дня введения ответных санкций России против западных стран, которые ранее поэтапно закручивали Москве гайки из-за Крыма и Донбасса. Руководство РФ решило ударить по сельхозпроизводителям США, Канады, ЕС, Норвегии, Швейцарии, Японии и Австралии. Насколько эффективна эта мера в долгосрочной перспективе, нам потом расскажет сама долгосрочная перспектива, а пока отметим, что для России «пришла беда, откуда не ждали». Точнее, ждали, но полагали, что этого не случится. Или случится не так скоро и масштабно.
Я имею в виду венскую сделку по ядерной программе Ирана от 14 июля 2015 года и последовавшую 20 июля резолюцию Совета Безопасности ООН, придавшую сделке юридическую форму. Не успели участники исторической встречи сообщить миру громкую новость, как нефтяные котировки с еще большим энтузиазмом продолжили падение. Почему продолжили? Потому что «черное золото» дешевеет с июня 2014 года. График, представленный в ссылке, показывает, что котировки упали с 115 долларов до 46 долларов в январе 2015 года, потом начался постепенный рост, который, однако, ограничился скромными 70 долларами в конце апреля текущего года.
И вот, 10 августа СМИ сообщают: сентябрьские фьючерсы на Brent на лондонской бирже ICE Futures к 8:28 мск снизились в цене на $0,26 (0,53%) - до $48,35 за баррель. К закрытию рынка в пятницу стоимость фьючерсов уменьшилась на $0,91 (1,84%) - до $48,61 за баррель. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на Bloomberg поясняет нам, что нефть дешевеет на фоне информации о росте числа буровых установок в США, «повысивших ожидания увеличения добычи в этой стране».
Цена фьючерса на нефть WTI на сентябрь на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи опустилась к этому времени на $0,24 (0,55%) – до $43,63 за баррель. По итогам предыдущей сессии контракт подешевел на $0,79 (1,77%), до $43,87 за баррель. «По-прежнему все упирается в избыточные поставки нефти на рынок, - отмечает главный инвестиционный директор Ayers Alliance Securities в Сиднее Джонатан Барратт. – Потенциал подъема цен на нефть довольно мал».
На фоне дешевеющей нефти дешевеет и российский рубль. Еще 6 августа евро превысил отметку в 70 рублей, а доллар – 64 рубля. РБК в связи с этим напоминает, что за лето рубль подешевел на 17% по отношению к доллару и евро, а баррель марки Brent упал на 25% - с 65,5 до 49,3 долларов. «Цены на нефть в третьем квартале могут ненадолго снизиться до уровня 40 долларов за баррель, и при таком сценарии возможно падение рубля до 70 рублей за доллар», - заявил в интервью РБК главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
Ему вторит начальник управления инвестиций УК «Райффайзен Капитал» Владимир Веденеев: «С начала ноября прошлого года мы видим на рынке нефти своеобразные американские горки – цены колеблются в широком диапазоне 40–60 долл./барр., и рубль повторяет динамику цен на наш основной экспортный товар. Хотя в текущие цены заложено много негатива, в краткосрочной перспективе цены за баррель нефти марки Brent могут опуститься до $45, но не дольше чем на две-три недели, и рубль на пике может пробить отметку 70 руб. и какое-то недолгое время держаться на этом уровне».
Автор блога на сайте агентства «Росбалт» Сергей Шелин привел основные факторы, влияющие на удорожание нефти:
1. Производство нефти в США. Предположения, что добыча сланцевой нефти станет нерентабельной и быстро пойдет на убыль, пока не сбываются. Аналитическая служба американского министерства энергетики сначала прогнозировала среднегодовую добычу в объеме 9,2 млн. баррелей в сутки, а теперь предсказывает 9,4 млн. Но реально в июле добывалось почти 9,6 млн.
2. Добыча в государствах-нефтеторговцах. С мая по июнь производство в странах ОПЕК выросло на 0,6 млн. баррелей – в основном за счет Саудовской Аравии и Ирака. А возвращение на мировой рынок иранской нефти вряд ли станет быстрым, но зато выглядит уже почти неизбежным.
3. Потребности стран-покупателей. Замедление хозяйственного роста в большинстве из них, и особенно в Китае, означает, что спрос будет расти медленнее, чем предполагалось еще недавно.
4. Спекулятивные игры на мировом энергорынке. Политика Федеральной резервной системы США, которая выглядит более жесткой, чем раньше, уменьшает возможности спекулятивного раздувания цен на этом рынке.
«Все перечисленное подводит к мысли, что в ближайшей перспективе нефти проще дешеветь, чем дорожать. То есть «апрельский» уровень цен ($65-70) представляется для нынешнего года скорее верхней границей диапазона», - резюмирует автор.
А «Независимая газета» ссылается на доклад аналитического центра Morgan Stanley, согласно которому кризис на нефтяных рынках наступит из-за переизбытка предложения. Падение может оказаться более серьезным, чем все те обвалы котировок, которые наблюдались последние 30 лет. «Восстановление цен на нефть менее очевидно, чем когда-либо, а спад может продолжиться в течение трех и более лет, и оказаться хуже, чем в 1986 году», – говорят эксперты.
«В 1986 году именно перепроизводство нефти стало причиной резкого падения мировых цен на нее. Если в начале 1980-х стоимость барреля достигала 35 долл., то в 1986 году нефть опускалась до 10 долл. за баррель и ниже. По нынешнему курсу это сопоставимо с 20 долл. за баррель. И в течение нескольких лет нефтяные цены находились на низком уровне», - напоминает «НГ».
Опрошенные газетой специалисты говорят, что факторов, способствующих удешевлению нефти, больше, чем способствующих ее удорожанию. «Тенденция к снижению цен на нефть действительно высока. На нее оказывает влияние и снятие санкций с Ирана, и повышение ставки Федеральной резервной системы, и замедление китайской экономики, – указывает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Мы видим, что потолок стоимости барреля нефти Brent – 66–65 долларов. Выше она не идет, однако показывает потенциал к снижению». Тем не менее, Николаев сомневается, что Brent в ближайшее время сможет дойти до отметок 1986 года. «Более вероятны котировки в пределах 40-50 долларов за баррель», – говорит он.
Создавшаяся ситуация несет угрозу экономической стабильности России. «По сути, правительству будет некуда деваться – каких-либо значительных доходов у бюджета нет», – сообщает Николаев. По его словам, Россия пока «проедает» имеющиеся резервы, но когда они иссякнут, ситуация может оказаться более чем печальной. «Период низких цен на нефть может стать стимулом для диверсификации экономики, но необязательно. Для этого нужна еще и политическая воля», – говорит Николаев и напоминает, что в 90-х годах тоже были низкие цены на нефть, но к началу XXI века «черное золото» подорожало, а диверсификации Россия так и не увидела.
Продолжение следует…