Степанида: Как вы относитесь к политике Израиля в отношении Палестины, то есть к строительству стены вокруг Палестины, строительству еврейских поселений на палестинских территориях, к фактической блокаде этой страны, к нежеланию Израиля искать компромисс? Как так получается, что мировая журналистика просто замалчивает все эти факты?
Владимир Познер: Вы заблуждаетесь, полагая, что мировая журналистика игнорирует политику Израиля в отношении палестинцев. Думаю, что Вы вряд ли знакомы с «мировой журналистикой». Это первое. Второе: Израиль и в самом деле построил стену, отделяющую ее от Палестинской автономии. Построил, чтобы обезопасить своих граждан от террористов-смертников. И, надо признать, преуспели: с тех пор, как стена построена, не было ни одного взрыва в автобусе, в кафе, в общественных местах. Третье: я категорически осуждаю строительство поселений на территории Палестинской автономии. Ее осуждает весь мир, по этому поводу были приняты резолюции ООН, которые Израиль игнорирует – и об этом много пишут и говорят СМИ. Главное: Израиль не идет на создание Палестинского государства на территории нынешней Палестинской автономии, которая составляет лишь 22% территории «большого Израиля». Конечно, в этом смысле политика Израиля, на мой взгляд, глубоко порочна.
Павел: Уважаемый Владимир Владимирович, как по-вашему, что могло бы помочь формированию гражданского общества в России? Какие первые шаги следовало бы предпринять в этом направлении? Не секрет, что и в собственном дворе очень сложно собрать жильцов даже для обсуждения насущных вопросов. Есть ли у вас рецепт того, как заинтересовать их в решении проблем, которые они отчего-то не считают своими?
Владимир Познер: Рецепта у меня, конечно, нет. Могу только сказать следующее: отсутствие гражданского общества в России – это следствие двух вещей. Во-первых, его никогда не было, российская власть – царская ли, советская ли – не была заинтересована в развитии гражданского общества, в обществе граждан, считающих, что они несут ответственность за свою страну. Во-вторых, сами граждане были обмануты своей властью столько раз, что они пришли к выводу, что все бесполезно, все равно будет так, как хочет власть. На мой взгляд, и нынешняя власть на самом деле не заинтересована в том, чтобы развивать гражданское общество. Для того чтобы изменить общественные представления, необходимы усилия – в случае России прежде всего усилия власти.
Олег: Владимир Владимирович, как Вы считаете, России следует в своем развитии ориентироваться на Западный опыт, опыт азиатских стран или у России свой путь? Если свой путь, то в чем его суть? Благодарю за ответ.
Владимир Познер: У каждой страны свой путь. Вместе с тем, каждая страна тяготеет к определенным корням. В случае России это христианство, которое имеет западное происхождение. Если присмотреться к состоянию разных стран на разных континентах, то, как мне кажется, Запад отличается целым рядом преимуществ. Россия – европейская (западная) страна, для этого достаточно ознакомиться с ее литературой или музыкой.
Анатолий: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Недавно я прочитал книгу Джорджа Оруэлла «1984». На меня книга произвела довольно неоднозначное впечатление. Вопрос состоит в следующем:
Читали ли Вы это произведение? Если читали, то в каком возрасте? Какое впечатление произвело на Вас это произведение? Если Вы его читали давно и у Вас сложилось некое впечатление о нем, то сейчас оно осталось тем же? Спасибо.
Владимир Познер: Конечно, читал. Как Вы знаете, за хранение этой книги в советское время можно было сесть в тюрьму. Книга эта произвела на меня сильное впечатление, поскольку она как ни одна другая описывает суть тоталитарного государства. Читал я ее давно, с тех пор не перечитывал и не собираюсь. Но считаю, что Оруэлл этой книгой подвел некоторую черту под спором о тоталитаризме.
Светлана: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Как Вы считаете, есть ли оппозиция в России? И может ли так называемая оппозиция что-то изменить в стране, если она постоянно говорит о людях «эти 85%».
Владимир Познер: Оппозиция есть – на мой взгляд, не умная, не убедительная, умеющая только критиковать, ничего реально не предлагающая. Говорить «эти 85%» – не только глупо, но и контрпродуктивно. Эта оппозиция не способна ничего изменить, она бесплодна.
Владислав: Уважаемый Владимир Владимирович, есть в России не так много уважаемых, думающих, неангажированных людей. Есть люди, на которых равняешься и сверяешь с ними свою точку зрения. Есть сильные духом люди. Есть люди, способные смотреть на Россию здраво с разных точек зрения. Есть люди, способные любить Россию и при этом не противопоставлять ее другим странам. Редко когда все это соединяется в одном человеке. Это я про Вас сейчас. Я уверен, что реальный кандидат на пост президента России, который может все исправить – это Вы. Я, со свой стороны, прошу Вас участвовать в выборной кампании на пост президента России.
Владимир Познер: У меня три гражданства, так что я никак не могу баллотироваться не только на пост президента, но нигде. Но даже если бы мог, не стал бы: никогда не стремился к власти и от политики меня тошнит. Спасибо, однако, за доверие.