Отказ Эр-Рияда Ирану означает ужесточение войны в Йемене и некий мощный контрудар по коалиции и войскам беглого президента-суннита Мансура аль-Хади
После провала сепаратных переговоров в Каире между США, Саудовской Аравией, ОАЭ и представителями экс-президента Йемена Али Абдаллы Салеха ситуация ещё более усугубилась. И, по-видимому, конфликтующие стороны сейчас не только озабочены положением собственных войск, но и всё-таки подумывают о том, как достичь если и не мира на Аравийском полуострове, то хотя бы перемирия, естественно, на выгодных для себя условиях. А для этого конфликтующие стороны стремятся к некоему решающему военному успеху, обеспечивающему доминирующие позиции на последующих переговорах.
При этом ощущается, что естественный союзник йеменских шиитов-зейдитов — Иран — собирается взять некую паузу, видимо, желая сосредоточить львиную долю своих усилий на проблеме Сирии. Как известно, коалиции под командованием саудитов и участии неких «особо подготовленных» правительственных войск Йемена, сохраняющих верность беглому президенту-сунниту Абд Раббу Мансура аль-Хади, в июле удалось выбить войска маршала Салеха и отряды зейдитов-хуситов из Адена. И, в принципе, именно после отвоевывания Адена «хозяева» аль-Хади и пригласили к диалогу сторонников Салеха.
Однако в Каире стороны не договорились, и понятно, почему именно. С одной стороны, потеря Адена — крупная неудача шиитов и Салеха. С другой — у их войск есть позиции на территории Саудовской Аравии, само королевство на грани взрыва из-за восстаний шиитов. То есть ни одна из противоборствующих сторон не имеет решающего перевеса и кардинально выгодных позиций на фронтах. Поэтому сообщения от 2 августа о победах хуситов и сторонников Салеха… на территории Саудовской Аравии сулили ещё один виток в сценарии. «Йеменские войска захватили стратегическую базу Вади аль-Джарах в Аль-Хубе в провинции Джазан в Саудовской Аравии», — сообщали СМИ Йемена и Ирана со ссылкой на заявление йеменского источника из военных кругов.
Кроме того, оказывается, что ещё с 31 июля армия Йемена вместе с народными силами начала наносить ракетные удары по командному центру Саудовской Аравии в Наджране на границе: «Йеменские силы нанесли 11 ракетных ударов по военной базе Аль-Каим в Саудовской Аравии, а также ещё 6 ракетных ударов по военной базе Джалах». Также под ракетными и артиллерийскими обстрелами пограничный командный центр саудитов в Наджране и его разведывательное бюро, а также военная база Алаб в Дахране.
После же сообщений об успехах йеменцев замминистра иностранных дел Ирана Амир Абдоллахиян сказал, что отношения Тегерана и Эр-Рияда должны вернуться на нормальный уровень: «Мы полагаем, что двухсторонние отношения Тегерана и Эр-Рияда должны возвратиться к нормальным и приемлемым … Иран и Саудовская Аравия могут уладить взаимные и региональные проблемы посредством конструктивного сотрудничества и взаимодействия». При этом Абдоллахиан отметил, что Иран получил «положительные знаки» от саудовских чиновников, указывающие на возможность возобновления «конструктивного и эффективного» диалога между Тегераном и Эр-Риядом по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также установления стабильности в регионе.
На наш взгляд, взаимосвязь между успехом йеменцев с заявлениями Абдоллахияна самая непосредственная. И это всё явилось красноречивым доказательством того, что даже потеря Адена не влияет на планы и решимость шиитов-хуситов и маршала Салеха. При этом было заметно, что удары по саудитам с 31 июля по 2 августа были неожиданными для противника — ведь 30 июля общеарабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» приводила бравурные заявления командующего операцией по захвату Адена Абдаллы ас-Сабихи, в которых он говорил о наличии плана окружить и взять в течение двух недель столицу Йемена. В соответствии с планом, лояльные аль-Хади войска начнут с захвата всех городов южной части страны, после чего планируют сосредоточиться на городах Таизз и Мариб, а затем продвинуться к Сане.
Однако ответом саудитов и сторонников аль-Хади, если верить сообщениям британских агентств Reuters и BBC, стала атака и захват крупнейшей авиабазы Йемена «Аль-Анад» в 60 км к северу от Адена. Английские источники утверждают, что ожесточённые бои велись несколько дней (!) при ощутимых потерях с обеих сторон. Бригадный генерал Фадель Хассан, верный аль-Хади, собирается продолжить наступление на север, по направлению к городу Таизз, то есть саудиты и аль-Хади всё-таки решили «за две недели» взять Сану.
Но отмечается некая нестыковка данных, если ориентироваться на предыдущие поведенческие привычки ополченцев движения «Ансар Аллах» и сторонников Салеха. В частности, они почти никогда не вели бои сразу на двух-трёх направлениях, предпочитая последовательно добивать врага на одном жёстко удерживаемом направлении. В последних же случаях выходит, что, зная об атаках (да ещё в течение нескольких дней) на авиабазу «Аль-Анад», контроль над которой открывает дорогу к Таиззу, третьему по количеству населения городу Йемена, хуситы взяли саудовскую военную базу «Вади аль-Джарах» и перешли в атаку в Наджране. Но ведь понятно, что Таизз и Сана для хуситов и сторонников Салеха куда важней, чем, допустим, помощь восставшим шиитам Наджрана и т.д.
Любопытно, что на всё это 4 августа Иран среагировал уже двояко. С одной стороны, советник духовного лидера Исламской революции в Иране Али Акбар Велайяти заявил, что враги не в силах подавить ось сопротивления в регионе, отметив, что все их агрессивные и неприемлемые планы в Сирии, Йемене, Ираке и Ливане обречены на провал. «Смешно, когда Запад во главе с США делит террористов на «умеренных» и экстремистов. Террорист есть террорист», — добавил он. Велайяти резко осудил некоторые страны Арабского залива, критикующие демократию в Сирии, подчеркнув, что в этих государствах никогда не проводили и не знают, что такое выборы.
С другой — как сообщил телеканал Al Mayadeen, Иран предлагает создать… в Сирии правительство национального единства, чтобы способствовать разрешению кризиса в стране, и первым пунктом в плане значится «немедленное прекращение огня». Важнейшими тезисами являются также проведение всеобщих выборов под контролем международных наблюдателей и внесение поправок в конституцию, которые гарантировали бы права этнических и религиозных меньшинств. Иранские дипломаты уже обсудили пакет своих мирных предложений с коллегами из Катара, Турции, Египта и ряда стран — членов Совета Безопасности ООН, утверждает телеканал. В списке нет Саудовской Аравии, и понятно, что приглашением Эр-Рияду к консультациям должны были стать некие события и изменения в Йемене. Однако трудно сказать, насколько устраивает Иран и саудитов произошедший «обмен базами».
Совпадение или нет, но именно 4 августа общеарабская газета Al-Arab сообщила, что монархии Персидского залива отклонили предложение министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова сформировать союз для борьбы с терроризмом. Если отказ Лаврову одновременно означает и отказ саудитов Ирану, то, видимо, в Йемене следует ожидать ужесточения войны и некий мощный контрудар по коалиции и войскам аль-Хади.