Иллюзии Обамы сделать удачную рокировку, заменив твердой и решительной исламистской властью нынешние болезненно дряблые и немощные арабские режимы чреваты не виртуальными, компьютерными войнами, а настоящей кровавой межрелигиозной бойней.
Убедительная победа демократа Барака Обамы над соперником республиканцем Миттом Ромни, второй срок правления демократической администрации все еще «делают заголовки» в печати и в электронных СМИ. Но уже ощущается, что эйфория проходит и к триумфу начинают относиться сдержанно, как бы взвешивая, как бы расщепляя его на многие смысловые значения, отфильтровывая при этом два болевых вопроса: каким курсом двинутся американцы и какова будет роль Штатов в нынешних «заданных обстоятельствах».
А они именно «заданные», ибо Обама, как и прежде, сдержан, собран, не удивляет никого порывистыми телодвижениями и ничего не обещает. Вот за это спасибо…
Ибо, как верно подмечено в народе, ничто так не портит здоровье, как томительное ожидание соседского мальчишки, посланного в лавку за кувшином вина, и неисполненные обещания вождей…
Из-за океана слышен трезвый глас: победил все-таки электорат, а не Обама. Выборщики припали к нему, поскольку к войнам он вроде бы не предрасположен, тогда как республиканцы с горящими взорами и воздетыми к небесам кулаками возглашали в ходе кампании, что они «таки разберутся, все поставят на свои места и накажут, кого надо…».
Наверняка выборщикам померещились в этих речах затянутые пояса, «сурово-сдержанная экономика», потянуло порохом грядущих войн, к которым, чего греха таить, часто прибегали и прибегают республиканцы. Как к обкатанному приему, чтобы отвлекать общественность от неприкрытого срама своих тяжелых внутренних и внешних проблем.
Избиратель сказал: Обама наш, поскольку «горячая война» – не его выбор…
«Холодные войны» или, как принято их сейчас называть, «мягкие войны», от которых не могла отмахнуться прежняя администрация, будут докучать и нынешней. Это ясно.
Сегодняшний электорат уже не подпалишь идеей пламенного патриотизма, не вдохновишь лубочной картинкой «американского пугала, жандарма, патрулирующего весь мир». Те, кто сегодня отправляется к урнам, научились включать «холодную голову» и стучать костяшками счетов. Заморские войны, в которые вовлекут нас республиканцы, денег нам не прибавят – раз, бросят все сбережения в топку сражений – два, рабочие места не создадут – три, налоги не снизят – четыре, занедужившую экономику подтолкнут окончательно к коллапсу – пять… Пожалуй, хватит.
Но получается, что без войн никак… «Мягкие войны» грохочут уже сегодня. Они тоже не подарочек. Вечная нервозная атмосфера, тихое незаметное истощение сил и средств, бессонница и ночные кошмары в масштабе целой нации…
А вот и счет, выставленный американскому обывателю. Войны в Афганистане и в Ираке – да, войны все еще продолжаются и в Месопотамии, и на Гиндукуше, правда, в «мягком обличье» – обошлись государству в более чем пять триллионов долларов. Как принято в таких случаях говорить, средства «извлечены из карманов налогоплательщиков».
Налоги, прочие отчисления, перечисления и заимствования перетекали в карманы непомерно раздутых оборонных ведомств и оружейных компаний, хорошо погревших руки на «доходных восточных баталиях».
Эксперты из американских центров стратегических исследований, воодушевленные победой Обамы, уже осмеливаются решительно требовать пересмотра положения, при котором крупные оборонные фирмы, поставщики оружия и военного снаряжения имеют право приоритетного голоса в принятии законов. Исключительно в своих интересах. Так повелось с трагических событий 11 сентября…
По мнению экспертов, избиратели, проголосовав за Обаму, вручили ему мандат строить внешнюю политику на конструктивных диалогах и переговорах, более эффективных, чем применение грубой военной силы. На терпение и убеждение оппонентов республиканцы неспособны, что они и подтвердили в последние месяцы, пытаясь идти напролом и брать наскоком командные высоты избирательной кампании.
Американцы делают верный вывод, нынешние республиканцы, которых все чаще называют «неоконсерваторами», слишком уповают на силу и твердость, исключающие такие глупости, как совесть, мораль, прочие движения души.
Своими расистскими проповедями с амвонов они достигают обратного эффекта – подстрекают недругов «подрывать американские интересы и в стране, и в Европе». И это тоже «мягкая война», которая навязана Обаме: ему придется поднять перчатку и принять вызов…
Наблюдатели делают осторожные выводы. Например, такой: стратегия Обамы, которая очень скоро станет очевидной, вряд ли чем-то отличается от того стратегического курса, который избрал бы Митт Ромни, если б электорат отдал ему предпочтение. При этом подчеркивают, что «методы воплощения стратегии в жизнь» у политиков различны…
Администрация Обамы выбирает мирные способы работы над важными ближневосточными досье вплоть до их окончательного закрытия. И так, чтобы не создавалось никакой угрозы американским интересам в регионе и интересам ближневосточного союзника и партнера – Израиля. И то, и другое – неприкасаемо…
Сирийское досье. Приоритетное направление ближневосточной политики новой администрации. Время упущено, перелом в конфликте так и не наступил, что привело к сползанию страны в бездну гражданской войны. Все это может негативно сказаться на внутренних и внешних делах соседей, многих из которых Обама рассчитывает удерживать в своей орбите как надежных союзников.
То, что творится в Сирии и вокруг нее, «мягкой войной» уже не назовешь…
Госсекретарь США Хиллари Клинтон, чьи полномочия завершаются, на днях слегка приоткрыла завесу над ближайшим будущим внешней политики США относительно сирийской оппозиции. Администрация, по ее словам, произведет, так сказать, «смену караулов»: откажется от открытой поддержки внешней оппозиции режиму Асада и ограничится лишь помощью оппозиции внутренней, в том числе окажет содействие в выборе преемника правящему президенту.
Эксперты полагают, что Обама будет придерживаться йеменского сценария в сирийском конфликте: «меняем вождей, не трогаем режим». Упрощенный, на мой взгляд, подход. Йемен, южная оконечность Аравийского полуострова, – это не Сирия и окружающий ее регион, издревле связующий Азию и Европу. Отношения другие, настроения не те… Обаму вновь подводит очарованность собственной персоной и дарованной ему Всевышним политической мудростью.
Опасность заключается в том, что «джихадистские группировки», незримое присутствие которых в Сирии ощущается все явственнее, не преминут взять власть в случае падения режима Асада: оппозиция, вместе с ее Национальным советом, слаба, и воинственные моджахеды ей явно не по зубам.
Вот с этой «мягкой войной» Обама еще натерпится бед. Ибо «воины Аллаха» непривычны к замкнутым пространствам одного лишь арабского региона. Им как воздух нужен оперативный простор: Европа, целый мир. Есть где развернуться и потягаться силой с кем угодно…
На иранском направлении все без перемен. Затишье… Как говорят арабы, «ночь так похожа на вчерашний день…». Администрация не торопится порадовать общественность какой-то новизной: все то же давление на персов, все то же изнурение их экономическими санкциями и показное строгое одергивание Израиля, порывающегося атаковать иранские ядерные объекты.
Неудачный спектакль, который можно назвать так: «Мягкая война», или И волки сыты, и овцы целы». Вероятно, это устраивает всех… В первую очередь Вашингтон и его союзников – монархии Персидского залива. Война – угроза жизни и региональным интересам. А так можно тихой сапой подкапываться под Иран и подрывать здоровье персов блокадой экспорта их нефтепродуктов.
Обама попытается склонить ХАМАС к некоторым уступкам, заручившись поддержкой «Братьев-мусульман», власть которых и международные структуры быстро расползаются по всему миру. «Исламское сопротивление» сектора Газа с недавних пор все решения принимает с подсказки «братьев».
Эта «мягкая война» до добра не доведет, предостерегают Обаму его ближневосточные советники. Заигрывание с политическим исламом сродни игре с огнем.
Иллюзии Обамы сделать удачную рокировку, заменив твердой и решительной исламистской властью нынешние болезненно дряблые и немощные арабские режимы чреваты не виртуальными, компьютерными войнами, а настоящей кровавой межрелигиозной бойней.
“Alarab Online” (Великобритания)