За последнюю неделю федеральные власти развернули мощную атаку на влиятельные региональные элиты в Дагестане. Первоначально 29 июля был задержан глава Кизлярского района Андрей (Юсуп) Виноградов, протеже главы дагестанского отделения Пенсионного фонда России Сагида Муртазалиева. Против самого Муртазалиева, скрывающегося в Объединённых Арабских Эмиратах, также было возбуждено уголовное дело. А в его доме в Махачкале произошел обыск.
Не доверяя местным силовикам
Само задержание было осуществлено, как спецоперация на вражеской территории – бойцы Центра специального назначения ФСБ России выдвинулись в Кизляр из Моздока и штурмом взяли дом главы района. Причем, согласно дагестанским СМИ и блогерам, при штурме им пришлось разоружать не только охрану Виноградова, но и прибывших к его дому сотрудников кизлярского РОВД. Сразу после задержания Виноградова, как в свое время и всесильного мэра Махачакалы Саида Амирова, на вертолете увезли в Моздок (откуда его должны были перевести в Москву).
Согласно сообщению Следственного комитета РФ, против Виноградова и Муртазалиева выдвинуты очень серьезные обвинения: «Расследуется уголовное дело по фактам убийств в 2010 году начальника эксплуатационной газовой службы Кизлярского района ООО «Дагестангазсервис», заместителя начальника центра противодействия экстремизму при МВД по Республике Дагестан, покушения на убийство заместителя главы администрации муниципального образования «Городской округ город Кизляр», а также финансирования терроризма».
Что касается Муртазалиева, который является близким другом главы Чечни Рамзана Кадырова (он уже выступил в поддержку своего друга), то СК РФ намерена объявить его в международный розыск.
Не успела республика переварить эти резонансные события, как через несколько дней Дагестан потрясли новые громкие аресты и обыски. Бойцы ЦСН ФСБ РФ на этот раззадержали главу Буйнакского района Дагестана Данияла Шихсаидова, а также руководителя «Дирекции единого заказчика-застройщика» Магомеда Кадиева и директора филиала государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» по Буйнакскому району Кагира Магомедова. Причем Шихсаидов был задержан в доме отца Хизри Шихсаидова - председателя Народного собрания и бывшего главы правительства Дагестана. Как и в случае с Виноградовым, спецоперации были проведена ФСБ в Буйнакске и Махачкале без помощи или уведомления местных силовиков.
Задержанным инкриминируется мошенничество в особо крупном размере при выполнении программы переселения граждан из ветхого жилья. Однако не исключено, что в ходе расследования им также, как и Виноградову и Муртазалиеву, будет предъявлено обвинение в поддержке незаконных бандформирований. Особенно учитывая тот арсенал, который был обнаружен при обыске в доме Данияла Шихсаидова. Как сообщает информированный блогна портале КАВПОЛИТ «Костя Тимошин» (первым сообщил об арестах и Виноградова, и Шихсаидова), в ходе обыска было изъято большое количество незаконного автоматического оружия, пистолеты, приборы ночного видения, оптический прицел к снайперской винтовке, приборы глушители для пистолетов и автоматов, радиостанции, камуфляжная форма, а также наркотики.
Странные отлучки Абдулатипова
Костя Тимошин сообщил другую интересную новость – в ходе проведенных во время спецоперации радиоперехватов были зафиксированы многочисленные безрезультатные попытки Хизри Шихсаидова дозвониться до главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, который в это время уехал на «отдых в Сочи».
После возвращения из Сочи Абдулатипов прокомментировал последние задержания, ограничившись общими фразами. «Глава республики находится за пределами Дагестана, он проинформирован об оперативных мероприятиях силовых структур, имевших место 2 августа в Буйнакске и Махачкале. Уже сегодня, сразу по возвращении в республику, Рамазан Гаджимурадович ознакомится со всеми обстоятельствами происходящих событий и примет надлежащие меры по обеспечению законности и правопорядка во власти и обществе», - сообщило Управление пресс-службы и информации администрации главы и правительства Дагестана
Северокавказские СМИ и блогеры сразу же отметили странную закономерность – в ходе всех громких арестов и спецопераций глава республики оказывается вдруг не в хоне доступа, зачастую не в республике. Так во время задержания Саида Амирова он был в Грозном на матче Анжи-ЦСКА, Виноградова - родном высокогорном Тляратинском районе вне зоны мобильной связи, а Шихсаидова – на отдыхе в Сочи.
Судя по этим фактам, единственный человек в Дагестане, который информирован о всех предстоящих спецоперациях – это Абдулатипов. При этом мнения о причинах подобных действий федерального центра разделяются. Некоторые считают, что все эти операции осуществляются для зачистки политического поля Дагестана и устранения конкурентов действующего главы республики. В этой связи вспоминают и о том, что Муртазалиев был дружен с Хизри Шихсаидовым, и считался одним из главных кандидатов на должность мэра Махачакалы. Согласно другому мнению, цель всех этих операций подготовить почву для будущего преемника Абдулатипова.
Эмиграция боевиков в Сирию
На фоне последних задержаний в Дагестане не привлекло большого внимания уничтожение в 2 августа окрестностях селения Датых Сунженского района Ингушетии рядом с административной границей с Чечней группы из восьми боевиков. Согласно Национальному антитеррористическому комитету (НАК), в ходе спецоперации были уничтожены боевики, присягнувшие международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ). «Среди бандитов предварительно опознан Адам Тагилов, один из главарей бандитского подполья, являвшийся организатором нападения на объекты органов власти в городе Грозном в декабре 2014 года», - сообщили в НАК.
На следующий день спецоперация была проведена уже в Нальчике. В одном из многоэтажных домов в микрорайоне «Александровка» были блокированы шестеро предполагаемых боевиков, был введен режим контртеррористической операции (КТО). После отказа блокированных сдаться, они были уничтожены огнем силовиков. Согласно НАК, уничтоженные боевики были причастны к ряду преступлений, в том числе убийству полковника МВД Тахира Гузиева.
Вообще столь внезапные и жесткие и действия федералов в отношении местных элит можно объяснить и тем, что в последнее время резко снизилась опасность со стороны незаконных вооруженных формирований.
Большую роль в этом сыграл отток боевиков из Северного Кавказа в Сирию, в первую очередь в ряды Исламского государства. Согласно старшему научному сотруднику Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмету Ярлыкапову, доля кавказцев в ИГ на конец 2014 года составляла 7-10% воюющих. «Если считать, что среднее количество боевиков ИГ составляет 30 тысяч, то количество кавказцев среди них – 2-3 тысячи человек», – считает он.
Не случайно, что резкое снижение количества боевиков на Северном Кавказе и ослабление «Имарата Кавказ» привело к тому, что организация присягнула на верность ИГ.
Кнут вместо пряника
Другим важным фактором, который может повлиять на политику Москвы в отношении местных элит может быть сокращение средств, выделяемых на развитие Северного Кавказа. Если первоначально вторым этапом госпрограммы «Развитие СКФО», рассчитанного на период с 2016 по 2020 годы, из госбюджета должно было быть выделено 164,237 млрд рублей, то в ходе недавнего заседания правительства эта сумма была сокращена до 150 млрд рублей.
Учитывая экономические трудности страны и сокращение доходов госбюджета, не исключено, что эта сумма в будущем вновь будет скорректирована в сторону сокращения. А это означает, что Центр больше не сможет проводить прежнюю политику задабривания местных элит с помощью многомиллиардных отчислений из госбюджета.
К тому же в случае с Дагестаном прежняя политика распределения государственных должностей согласно этническому принципу, в обмен на якобы сохранения спокойствия в регион, показала свою полную несостоятельность. Большинство народностей многонационального Дагестана отстранены от ключевых должностей в республике, которые распределяются между представителями нескольких крупных народов (к примеру, пост главы республики зарезервирован за аварцами и даргинцами).
Дагестанские власти (да и остальные северокавказские республики не исключение) не в состоянии решить стоящие перед ними задачи, а выделяемые республике многомиллиардные средства испаряются не помогая в улучшении социально-экономической ситуации. А как показали малочисленные акции протеста после арестов казавшегося бессменным и всесильным Амирова или людей из команды Муртазалиева, даже среди жителей своих «вотчин» они не пользуются большой поддержкой.
В этих условиях Москва, вероятно, решила немного изменить правила игры в регионе, приступов к осуществлению давно назревавших шагов, начав с одного из самых проблемных регионов. К тому же эти шаги могут стать уроком для глав и элит соседних республик, многие из которых слишком уверовали в свою незаменимость и всесильность.