Интервью c публицистом, экспертом Русско-Армянского содружества Денисом Дворниковым
В Нагорно-Карабахской Республике начинается инициированный Вами конкурс для молодых людей «Арцах. Контуры будущего». Расскажите, пожалуйста, об идее проведения конкурса. Каковы его цели?
— Идея очень проста. Это конкурс небольших письменных работ на тему будущего Арцаха. Участники — жители НКР в возрасте до 30 лет. Мы принимаем конкурсные работы в любом жанре, от публицистики, до фельетона или лирической зарисовки. Необходимо уложиться в 2000 слов. Тема тоже может быть любой. Важно, чтобы произведение содержало контуры обозримого будущего, было интересным, увлекательным. Это главный критерий.
Цель конкурса — поддержать актуальность русского языка в республике. При этом важно уйти от стереотипной подачи, направленной исключительно в прошлое. Думаю, и у российского, и у армянского общества сейчас большой дефицит образов будущего. Мы живем, уткнувшись себе под ноги, не представляя, что нас ждет через 30−50 лет. Эта тема как будто табуирована даже на уровне фантазий. Нужно обязательно моделировать перспективу и делать это в позитивном ключе, невзирая ни на какие трудности. Наоборот, чем больше вызовов, тем, сильнее нужно мечтать о том, какая жизнь будет через десятилетия. Если бы наши деды не мечтали о мирной счастливой жизни после Великой Отечественной войны, то им было бы труднее победить врага. Мне кажется, это очевидные вещи. Именно поэтому конкурс поддержали многие известные молодые эксперты, которые вошли в состав жюри.
ИА REGNUM: Кто еще входит в число инициаторов конкурса?
— Это наш совместный проект с Русской общиной НКР. Сам конкурс посвящен памяти замечательного журналиста Карине Тер-Саакян, которая ушла от нас ровно год назад. И я очень хотел бы, чтобы это стало ежегодным событием. Возможно, со временем наша частная инициатива обретет серьезных партнеров, и мы сможем увеличить количество номинаций и призовой фонд.
ИА REGNUM: Вы человек, достаточно близко знакомый с Нагорным Карабахом, следите за процессами в республике, а потому хотелось бы узнать Ваше мнение об участившихся в последнее время нарушениях режима прекращения огня с азербайджанской стороны. Какие цели, на Ваш взгляд, преследует официальный Баку, отдавая приказ стрелять, и чем чревата такая ситуация?
Мне кажется, давно пора честно сказать, что Азербайджан не заинтересован в окончательном решении карабахской проблемы. Давайте на минуту представим, чисто гипотетически, что азербайджанская армия каким-то невероятным чудом захватила территорию НКР. Во-первых, это будет сделано ценой огромных потерь, в том числе инфраструктурных. Неизбежный удар возмездия, на который у армянской стороны появится полное моральное право, может вернуть Азербайджан в 19-ый век.
Во-вторых, возникшая гуманитарная катастрофа превратит бакинский режим в международного изгоя. Отношения неизбежно будут испорчены и с Ираном, и с Россией, и с Западом, и даже с Грузией — из-за потока беженцев и вероятных приграничных территориальных споров.
В-третьих, внутри Азербайджана сразу возникнет резонный вопрос: «Врага победили, а где же долгожданное благополучие?» Никакого благополучия не будет. Будут огромные проблемы по всем фронтам, затяжное сопротивление и деградация. К счастью, ничего этого не будет, поскольку Армия обороны НКР — одна из мощнейших во всей Евразии, и она не позволит сдвинуть линию соприкосновения ни на один метр в свою сторону.
Карабахский вопрос — это главный инструмент внутренней политики действующего режима Баку. Интенсивные обстрелы армянских позиций нужны для того, чтобы заглушить недовольство экономическим спадом. Цены на нефть остаются невысокими, и с учетом вероятного выхода на международные рынки иранских энергоносителей, перспективы выглядят мрачновато. Есть полное ощущение того, что азербайджанские начальники основывают свою политику на двух книгах — «1984» Джорджа Оурелла и «Snuff» Виктора Плевина, в которых военная хроника призвана вдохновлять оболваненное население. Можно только посочувствовать жителям современного Азербайджана, поскольку состояние перманентной и бессмысленной вражды — это сниженное качество жизни и насильственное ограничение кругозора. Государства, которые действительно хотят вернуть территории, действуют противоположным образом. Не нужно далеко ходить, возьмите Грузию. Сегодня в этой стране действуют довольно осмысленные интеграционные программы для жителей Южной Осетии и Абхазии. Для жителей этих территорий предусмотрено бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное обучение в вузах и т.д. Вдоль линии соприкосновения создаются так называемые «пояса дружбы». Или Япония, которая активно приглашает к себе жителей Южных Курил, развивает проекты приграничного сотрудничества, активно использует «мягкую силу». В Тбилиси и в Токио прекрасно понимают, что силовые действия в такой ситуации бесполезны. Тем более что у Грузии есть печальный опыт. Если обстрелы приграничных сел Арцаха продолжатся, то появление российской военной базы в зоне конфликта станет реальностью. И вряд ли некоторые страны скажут Баку за это «спасибо».
ИА REGNUM: Продолжает оставаться резонансной тема приезда в Арцах Германа Стерлигова. Хотелось бы узнать Ваше мнение как относительно самого визита, так и комментариев вокруг него и, в частности, с азербайджанской стороны
— С самого начала я воспринял этот приезд очень настороженно. Герман Стерлигов — человек непростой и экстравагантный. В той ситуации, в которой находится сегодня Арцах, любое неумное заявление известного персонажа может нанести значительный репутационный урон. Но пока всё тихо. Более того, благодаря приезду Стерлигова и его семьи по российским телеканалам целыми днями показывали Нагорный Карабах. При этом рассказывали, как там хорошо и спокойно. Это позитивный момент, поскольку в массовом сознании само слово «Карабах» вызывало тревожные ассоциации. Теперь же миллионы россиян знают, что это место, куда можно приехать отдохнуть.
Еще я обратил внимание, насколько правильно повело себя руководство республики, которое не стало делать из приезда Стерлигова какого-то государственного события. Приехал человек — и ради Бога. Хочешь пожить и поработать — пожалуйста! Без ковровых дорожек, фанфар и аудиенций. Это достойная и взвешенная позиция.
ИА REGNUM: Есть ли у Вас другие проекты, связанные с Карабахом?
— Нужно качественно реализовать один проект. Он занимает достаточно много времени. С 1-го августа начнем принимать работы. Знаю, что многие студенты в Степанакерте изъявили желание прислать свои работы. У них на это будет целых два месяца — до 30 сентября. Вместе с членами жюри будем не только читать, но и подсказывать участникам, как лучше выполнить литературную задачу. Затем подведем итоги и наградим победителей. Пока этого проекта хватит. Потом посмотрим.
Беседовал Ашот Бегларян