![]()
Готовится очередная встреча президентов Армении и Азербайджана
В последнее время появились некоторые признаки активизации международных посредников, занимающихся проблемой карабахского урегулирования.
Так, недавно сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели встречу в Вашингтоне.
Затем состоялись совещания американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика в Москве, после которых последовали отдельные встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главами внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана. На них, помимо двусторонних отношений и международных тем, обсуждался также процесс карабахского урегулирования. Примечательно, что на встрече с руководителем МИД Азербайджана Сергей Лавров отметил, что пришло время для интенсификации переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. И вот на этой неделе сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху совершили визит в регион. По их утверждению – для подготовки очередной встречи президентов Армении и Азербайджана, которую они надеются организовать до конца текущего года.
Разумеется, никто не станет спорить, что встречи президентов Армении и Азербайджана необходимы, ибо позволяют удерживать процесс урегулирования на плаву. Другой вопрос, что, невзирая на оптимизм посредников, пусть и сдержанный, к ощутимым результатам они привести не могут, поскольку позиция азербайджанской стороны максималистская и не имеет ничего общего с реальностью. Более того, агрессивные действия Азербайджана на границе с Арменией и на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских сил со всей убедительностью доказывают, что официальный Баку совершенно не заинтересован в разрешении конфликта по предложенному сопредседателями Минской группы сценарию, уповая на возможность реализации собственного – силового. Иными словами, Азербайджан идет на все, чтобы не допустить цивилизованных переговоров.
Любопытно, что даже в этих условиях американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик выражает надежду на «процесс, который приведет к урегулированию переговорным путем», о чем он сказал 20 июля на пресс-конференции в Ереване. Хотелось бы знать, известно ли ему, что именно во время пребывания сопредседательства Минской группы в регионе бакинский режим осуществил очередную весьма опасную вооруженную провокацию на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и НКР с применением стрелкового оружия и минометов? И понимает ли г-н Уорлик со своими российским и французским коллегами, что ставшее уже перманентным обострение Азербайджаном ситуации в зоне конфликта как средство давления «предназначено» также им, дабы сделать их позицию максимально проазербайджанской?
Прямо скажем, принципы урегулирования конфликта, которые в последние дни озвучил Джеймс Уорлик и которые продекларировал также на пресс-конференции в Ереване, невольно наводят на подобную мысль. Поскольку выдвинутый им комплекс предложений страдает очевидным нарушением причинно-следственных связей. Иными словами, вновь налицо порочная практика ставить телегу впереди лошади. Дело в том, что г-н Уорлик предлагает вначале устранить последствия конфликта, связанные с возвращением территорий, беженцев и перемещенных лиц, и лишь потом определить политический статус Нагорного Карабаха, который и является самым главным вопросом урегулирования. Все остальное – это производные проблемы, а точнее – результат развязанного Азербайджаном конфликта. Позиция карабахской стороны заключается в том, что без устранения причины конфликта нелогично, более того, нереально говорить об устранении его последствий. Но она заключается и в другом, а именно в том, что Нагорно-Карабахская Республика – состоявшееся независимое государство, границы которого определены ее Конституцией, и эту политическую реальность посредники должны непременно учитывать и с нею считаться. Возврата ни к прежнему статусу Нагорного Карабаха, ни к прежним его границам быть не может.
Обращает на себя внимание также тот факт, что Джеймс Уорлик реанимировал вопрос ввода в зону азербайджано-карабахского конфликта международных миротворцев, назвав это одним из пунктов всеобъемлющего урегулирования. И хотя американский дипломат оговорился, что в настоящее время данный вопрос не обсуждается, поскольку пока рано говорить о формировании миротворческих сил, ясно, что вопрос вводится им в актуальную повестку неспроста. Пожалуй, тему размещения в зоне конфликта международных миротворческих сил следует рассматривать в контексте продолжающегося противостояния России и Запада за сферы влияния, что способно еще более усугубить ситуацию в регионе. Между тем и обе армянские стороны, и азербайджанская сторона, как ни покажется странным, в этом вопросе проявили солидарность, отказавшись от услуг международных миротворцев. Понятно, что у каждого для этого имеются свои резоны, однако одно очевидно - есть риск стать жертвами политической борьбы внешних игроков. А подобная перспектива еще более затруднит процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, и без того переживающий ныне сложные времена.
Леонид МАРТИРОСЯН


