Сразу же после окончания саммитов БРИКС и ШОС, которые завершились для Индии весьма результативно — началась процедура присоединения к ШОС, премьер республики Нарендра Моди отправился в турне по республикам Средней Азии.
Индия входит в Среднюю Азию
Визит премьера Моди в 5 среднеазиатских республик можно считать знаковым и даже несколько запоздалым. Если политическое и военно-техническое лидерство в регионе удерживает Россия, а безусловным лидером в части инвестиций и экономического влияния является Китай, то Нью-Дели активности в регионе не проявлял. В 90-х Индия пыталась активно влиять на ситуацию в Афганистане, поддерживая антиталибские силы, однако после интервенции США в Афганистан индусы будто самоустранились и забыли о регионе.
Теперь же, когда Афганистан превращается в головную боль для всей Азии, а двери ШОС начинают открываться, Нью-Дели пытается наверстать упущенное в «нулевых» годах. И интересуют Индию в первую очередь энергоносители, безопасность и экономика.
О чём договорились
В ходе визита Моди в Казахстан и бесед с Назарбаевым были достигнутыдоговорённости о:
1. Поставке в Индию 5 тыс. тонн обогащенного уранового концентрата.
2. Участии индийских компаний в добыче нефти на Каспии.
3. Сотрудничестве в области коммуникаций.
4. Активизации культурного сотрудничества.
5. Ускоренном развитии транспортного коридора «Север–Юг» и создании в одном из портов Индии специализированного грузового терминала для выхода Казахстана в Индийский океан (в 2014 г. аналогичный терминал был открыт в китайском порту Ляньюньган). Между «Казахстан Темир Жолы» и Министерством железных дорог Индии было заключено Соглашение о взаимной поддержке и доверии. Достигнута договорённость об увеличении количества авиарейсов между Индией и Казахстаном.
6. Подписано Соглашение об оборонном и военно-техническом сотрудничестве, которое позволит сторонам активизировать взаимодействие и активнее обмениться визитами, проводить консультации, готовить военные кадры и проводить совместные воинские учения.
7. Создана Объединённая исследовательская группа между Индией и ЕАЭС, цель которой — определение возможности подготовки Соглашения о ЗСТ между Индией и ЕАЭС.
В ходе визита в Таджикистан Нарендра Моди:
1. Посетил военный аэродром «Айни», который был модернизирован на деньги Индии, выделившей для этого порядка 70 млн долл., и воинскую часть 07017 сухопутных войск Таджикистана.
2. Совершил визит в многопрофильный военный госпиталь Хатлонского гарнизона, который начал свою работу в 2014 г. Строительство госпиталя проходило при активной поддержке Нью-Дели, а в течение трёх лет в данном медицинском учреждении будут работать 73 врача из Индии, задача которых — обучить своих таджикских коллег.
Также принято решение о расширении сотрудничества в сфере образования: Индия компьютеризирует 37 таджикских школ. В ходе переговоров стороны заявили о необходимости активизации военного сотрудничества и усилении борьбы с экстремизмом.
В ходе визита Моди в Туркменистан и переговоров с Гурбангулы Бердымухамедовым:
1. Индия предложила Туркменистану принять участие в проекте создания транспортного коридора «Север–Юг», а Ашхабад предложил Нью-Дели активизировать участие в проекте «Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман».
2. Обсудили строительство газопровода ТАПИ — Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия.
3. Договорились о наращивании торгово-экономического сотрудничества, расширении торговли, поставках минеральных удобрений и химической продукции из Туркменистана в Индию.
Поездка в Киргизию ознаменовалась:
1. Открытием в Бишкеке памятника Махатме Ганди.
2. Подписанием двусторонних соглашений о сотрудничестве в военной области, в сфере культуры, искусства, молодежной политики, спорта и СМИ, меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области выборов, меморандума о взаимопонимании между Министерством экономики КР (Центр по стандартизации и метрологии/ЦСМ) и Бюро индийских стандартов (BIS).
3. Передачей правительством Индии Министерству обороны КР медицинского оборудования для оснащения военно-полевого госпиталя миротворческих сил ООН.
В ходе переговоров с Исламом Каримовым стороны условились:
1. Расширить экономическое взаимодействие, активизировать сотрудничество в сельском хозяйстве, транспорте, культуре и туризме.
2. Обсудили вопросы региональной безопасности, в частности, проблему Афганистана.
3. Подписали новую Программу культурного сотрудничества на 2015–2017 гг.
***
Таким образом, в Таджикистане Индию интересует военная инфраструктура, в частности, аэродром Айни, так как ранее данная республика была для Нью-Дели опорным пунктом в борьбе с Талибаном. Вояж в Киргизию носил скорее имиджевые цели, так как что может предложить Индии республика — не совсем понятно. А вот Узбекистан, Казахстан и Туркменистан интересуют особо.
В ближайшие два года Ташкент планирует продать иностранным инвесторам 51% акций 7 нефтегазовых предприятий и избавиться от государственной доли в 360 нестратегических предприятиях, а также реализовать более 400 неиспользуемых объектов государственной собственности. Индию интересует именно нефтегазовый сектор.
Аналогичный подход у Нью-Дели и к Ашхабаду: Индия задыхается без доступных энергоносителей, и Туркменистан может стать страной, ослабившей газовую удавку на шее индусов, поставляя порядка 30 млрд кубометров газа в год. Впрочем, для этого требуется совершить невозможное: построить газопровод ТАПИ через Афганистан и Пакистан.
Проблема в том, что в прокладке данной трубы не заинтересованы ни КНР, ни США и Катар. Для Катара Туркменистан является газовым конкурентом, США желают держать под контролем газовые месторождения в Средней Азии, дабы ограничивать доступ геополитических конкурентов к энергоносителям, а Пекин не прочь сам получить доступ ко всему туркменскому газу.
Потому реальные попытки начать прокладку газопровода столкнутся с активизацией прокатарских талибов в Афганистане, которые ускоренно перековываются в воинов ИГ и, возможно, попытаются взять под контроль газовые месторождения Туркменистана.
России же опасаться конкуренции с Индией не стоит: экономически регион контролируется Китаем, а на военно-политическое лидерство Нью-Дели замахиваться не планирует. Кроме того, индусы заинтересованы в стабилизации региона и получении энергоносителей, а не подрыве региональной безопасности.