Более четырех лет продолжается война в Сирии, и конца ей не видно. Ни в одной другой стране Ближнего Востока не было столь продолжительной гражданской войны, которая переросла бы в войну с террористическим интернационалом. За последние недели армия Башара Асада потерпела серьезные поражения в районе Алеппо, Дамаска и на западном направлении. Наблюдатели стали говорить о скором падении режима алавитов, но руководство Ирана в очередной раз заявило, что ни при каких обстоятельствах не сдаст Асада. Бойня продолжается.
Попробуем проанализировать события последнего времени. Начнем с утечки, опубликованной сайтом WikiLeaks. Иранский англоязычный телеканал Press TV обнародовал некоторые документы, касающиеся Сирии. В частности, в одном из файлов, где в качестве источника указано министерство иностранных дел Саудовской Аравии, говорится, что Аравия, Катар и Турция три года назад достигли секретного соглашения с целью сбросить сирийское правительство. Ничего принципиально нового для нас, но ведь подтверждение информации не менее ценно, чем ее получение.
Сайт Иран.ру пишет о встрече президента Турции Эрдогана и короля Саудовской Аравии Салмана в Эр-Рияде 28 февраля – 2 марта. Автор текста синтезирует два принципа, которые лежат в основе договоренностей двух «друзей» Сирии. Первый принцип: режим Башара Асада хуже, чем боевики ан-Нусры и «Исламского государства» в Дамаске, а рост влияния Ирана в регионе опаснее, чем деятельность «Братьев-мусульман». Второй принцип: США боятся увязнуть на Ближнем Востоке и демонстрируют миролюбие по отношению к Ирану, а это развязывает руки Турции и Аравии в региональных делах. Издание сообщает, что саудовско-турецкие договоренности переходят в практическую фазу: группировка «Джаиш аль-Фатх», считающаяся совместным «проектом» этих стран, начала активно продвигаться на ряде фронтов в Сирии.
Иран.ру в другом материале приводит новые подробности планов антисирийской коалиции в лице США, Аравии, Иордании и Турции. «Де-факто, юг отдан под контроль «светских» [оппозиционеров], а север − исламистам, причем явно просаудовского толка. При этом «северный» и «южный» фронты действуют скоординировано и обязались не воевать друг с другом. Это обстоятельство лишний раз подтверждает факт того, что американцы и саудовцы решили «закрыть глаза» на прежние разногласия по вопросу поддержки сирийских мятежников и сосредоточить свои усилия исключительно на теме поражения нынешнего сирийского режима», - пишет издание.
Однако есть вероятность, продолжает автор, что после гипотетического свержения Асада его противники разругаются в пух и прах. «…Если Башар Асад уйдет, начнется выяснение отношений между всеми упомянутыми выше «союзниками». Уже началась битва финансовых ресурсов, и опять на первых ролях выступают саудовцы, которые тратят несопоставимые с другими странами средства. Их стратегия в данном варианте заключается в том, чтобы добиться координации всех джихадистских сил в стране под эгидой подконтрольной Эр-Рияду «Джабхат ан-Нусры»», - резюмирует сайт.
Что в таком случае делать сирийскому правительству и его иранским покровителям? По мнению авторов всё того же издания Иран.ру, Тегеран прорабатывает несколько направлений борьбы с суннитскими недругами. Во-первых, недопущение усиления боевиков на границе с Ливаном, где активно работают саудовские лоббисты. Во-вторых, нужно делать ставку на укрепление шиитских добровольческих бригад в Сирии и Ираке. «Опыт… показывает, что тактика боевиков строится на мобильности: никакой обороны, никаких прямых столкновений с превосходящими в численности и вооружении силами противника. Только атаки, концентрированные удары по «слабым звеньям» и эффективное использование ресурсов захваченных территорий. Соответственно, и борьбу с ними необходимо строить в том же ключе, активными действиями мобильных групп», - пишет сайт.
И всё-таки эксперты говорят о распаде Сирии как о неизбежности. Есть объективные причины: суннитское большинство, недовольное засильем алавитов во власти, и курды, поймавшие кураж борьбы с джихадистами и вдохновленные примером собратьев в Ираке. В условиях межэтнической и межрелигиозной войны можно ожидать распада страны на соответствующие «вотчины». Это Алавистан – побережье Средиземного моря и граница с Ливаном до Дамаска. Это Роджава – курдский пояс вдоль границы с Турцией до Ирака. Наконец, это Суннистан – большой треугольник от Дамаска на юге, Алеппо на севере до Ракки и Дер-Зора на востоке. Суннитская территория Сирии органично переходит в суннитскую часть Ирака – этим, собственно, и пользуются боевики всех мастей.
Вместе с тем, утверждения о единстве суннитских боевых группировок не соответствуют реалиям. «Большая часть территории Сирии на данный момент находится под контролем нескольких крупных организаций, непрерывно воюющих друг с другом: «Исламского государства», «Армии ислама», сформированной вокруг «Джабхат ан-Нусры» - отделения «Аль-Каиды», и Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил, которую представляет Свободная сирийская армия (ССА), за которой на Западе закрепилась репутация «светской оппозиции», - пишет «Лента» в обширном аналитическом материале. – Невозможность объединения суннитских движений — как светских, так и исламистских – создает неустойчивое равновесие. Фактически идет война всех против всех, при которой успех одной из групп тут же купируется объединившимися соперничающими движениями». При этом издание подчеркивает, что далеко не все сунниты Сирии и Ирака испытывают восторг от диктата и жестокости заезжих террористов.
С другой стороны, не надо преувеличивать слабость режима Башара Асада, т.к. ему сохраняют верность не только алавиты, но и курды, друзы и сунниты. По словам старшего научного сотрудника Института Ближнего Востока Георгия Мирского, сегодня в Сирии воюют пять крупных сил: армия Асада, курды, «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра» и «умеренная» оппозиция. Эксперт утверждает, что все они ненавидят друг друга, и «никто не хочет окончательной победы другого». «В итоге возникает парадокс: всем выгодно, чтобы в Дамаске у власти оставался Башар Асад», - добавил Мирский.
«Но главное – в распаде Сирии по большому счету не заинтересован почти никто. Хаос, который может возникнуть на месте погибшего государства, угрожает всем соседям: Турции, Израилю, Ливану и Ираку, он затруднит реализацию политики США, Великобритании, Франции и России в регионе. Катар, Кувейт и саудиты, спонсировавшие суннитское восстание в Сирии, окажутся в неприятной ситуации, когда ИГ начнет наступление в направлении их границ. Режим аятолл и Москва также вряд ли будут в восторге, получив вместо дружественной Сирии столь же дружественный Алавистан, но в десять раз меньше по размерам и с отсутствующей экономикой», - резюмирует «Лента».
Эта мысль весьма и весьма интересна. Получается, что страны и отдельные силы, которые в разной степени способствовали разжиганию внутреннего конфликта в Сирии и его превращению в террористическую войну регионального масштаба, сегодня нехотя соглашаются с тем, что наломали дров. Загнав страну в каменный век во имя борьбы с диктатурой, «архитекторы» войны умудрились взрастить десятки террористических группировок, и некоторые из них выросли до размеров целого государства, держа в страхе большой регион. Правда, и в этой ситуации находятся такие, как Турция и Саудовская Аравия, которые продолжают говорить, как мантру, «Асад плохой, он должен уйти». Четыре года кошмара, сотни тысяч погибших и несколько миллионов беженцев – это цена, которую платит Сирия за то, что кому-то не по нраву ее правительство или религиозный состав. Аравийские монархи трясутся от страха при одном упоминании ИГИЛ, будто забывая, как они сами благословляли джихадистов на «священную борьбу с неверными» в Сирии…