На время Олимпийских Игр в Древней Греции останавливались войны. Именно эту идею в конце 19-го века с пафосом пацифизма сформулировал основатель современного Олимпийского движения Пьер де Кубертен: “О спорт, ты – мир!” Однако спорт вскоре оказался суррогатом войны. Если Олимпиада 1916 года была отменена из-за Первой мировой, то Берлинская Олимпиада 1936 года стала для Гитлера увертюрой ко Второй мировой войне. Мрачный шедевр Ленни Рифеншталь ”Олимпия” запечатлел мускулистый атлетизм фашизма именно как подготовку к завоеванию мира. Московская Олимпиада 1980 года, задуманная как замена обещанного коммунизма, была скомпроментирована бесславной войной СССР в Афганистане и бойкотом Игр большинством западных стран. Следующая Олимпиада – в 1984 году в Лос-Анджелесе была обречена уже на ответный бойкот советского блока. Наложение алгоритмов войны и большого спорта приняло мистически-маниакальный характер в последние годы. Пекинские игры с их символизмом 08.08.08 омрачились одноименной войной России с Грузией. Сочинская зимняя Олимпиада 2014 года завершилась вторжением России в Украину. Помпезные Европейские игры в Баку в июле 2015-го отмечены беспрецедентным ростом напряженности в регионе. Приведут ли они к новой войне в Карабахе?
Перечислим внешние признаки обострения. Накануне бакинских игр из Азербайджана были выдворены официальные представительства ОБСЕ и крупнейшей правозащитной организации мира ”Эмнисти Интернешнл”. Ряду западных корреспондентов, в том числе лондонской ”Гардиан”, было отказано в аккредитации. Одновременно, руководитель администрации президента И.Алиева обвинил в ”разжигании антиазербайджанской кампании” лично госсекретаря США Джона Керри, а Национальный Демократический фонд США был назван ”гнездом заговора с целью свержения правительства Азербайджана”.
На этой неделе в дело вмешался сам Ильхам Алиев, выступив с нападками на Бундестаг Германии и канцлера Меркель за их критику азербайджанских властей в области прав человека, свободы слова, репрессий против оппозиции. По сообщению агентства Рейтер на заседании правительства Алиев заявил буквально следующее: “За кого себя принимает Бундестаг Германии? Что они – хозяева мира, которым все должны подчиняться? Нам от них ничего не нужно, это им нужен наш газ, наша нефть, наша сила в регионе… Все эти резолюции для нас просто кусок бумаги. Никто не может диктовать Азербайджану!”
Это весьма смелые заявления, которые, однако, что-то отчетливо напоминают. Если не углубляться в мрачные исторические аналогии 30-х гг. прошлого века, то достаточно вспомнить сходную риторику Владимира Путина, которой он поразил мир в прошлом году, накануне нападения на Украину. Вообще, подобные заявления и ”сожжения мостов” обычно предшествуют продолжению политики военными средствами, проще говоря – войне. С кем же собирается воевать Ильхам Алиев? Уж, конечно, не с обидевшими его США или Евросоюзом, откуда ни один политический лидер так и не соблаговолил приехать на “Европейскую Олимпиаду” в Баку, на которую Азербайджан угрохал 10-11 миллиардов долларов. И не с Ираном, отношение которого к режиму Алиева давно уже неприкрыто враждебное. Нет, закупленное у России наступательное вооружение на 4-5 миллиардов долларов, все эти ударные вертолеты, сотни танков Т-90, батареи залпового огня ”Смерч”, ”Солнцепек”, огнеметы и прочая смертоносная дрянь предназначена именно для Армении. Почему же вдруг идея второй карабахской войны обуяла бакинского диктатора именно сейчас?
Есть два типа аналитических выкладок: рациональные и иррациональные, то есть безумные. Оба имеют право на существование. И на осуществление. С одной стороны, политическая и экономическая коньюктура очевидным образом сужают бакинскому режиму поле для маневра и особенно время для осуществления подобного мероприятия. Упавшие вдвое и продолжающие снижаться цены на нефть и газ резко ослабили прежние рычаги контроля над ситуацией в Азербайджане и обеспечения личной власти и собственности господствующего клана. Многолетняя риторика ненависти и реванша бьет бумерангом по ее источнику – озлобленный богатством власти и собственной бедностью народ все меньше верит в привычные ссылки на военное положение и скорую победу. Маленькая победоносная война – вечный и коварный рецепт молодости всех диктаторов. Соблазн растет и потому, что наступающий экономический кризис грозит нивелировать нынешнее финансовое и количественное превосходство Азербайджана перед Арменией, следовательно, время работает против Баку, а значит откладывать далее нельзя.
Еще более опасен фактор неизбежного и уже начавшегося усиления Ирана – исторического и цивилизационного противника нынешней бакинской династии. Здесь тоже есть резон сыграть на опережение.
Другой важнейший фактор сдерживания – наличие многомиллиардных западных интересов в Азербайджане в виде газопровода, нефтяных концессий – также ослабевает на глазах, так как Запад сворачивает инвестиции, готовясь к наступлению эпохи ”после нефти”. Беспрецедентное хамство Ильхама Алиева в адрес Запада вряд ли было бы возможно еще пару лет назад, когда ”Бритиш петролиум” конвертировал свою прибыль в поддержку бакинского режима. Теперь курс резко снизился. Столь же резко ослаб и еще вчера казавшийся незыблемым и могучим ”старший брат” Эрдоган. Последние выборы в Турции обозначили не только усиление курдов, но и фактическую границу будущего раскола турецкого государства. Остается последний союзник – путинская Россия. И здесь надо обратить внимание не только на синхронность антизападной эволюции Кремля и Баку, но и на совпадение вполне конкретного интереса Путина и Алиева в одном политическом вопросе – уничтожение так называемой ”Минской группы” посредников по Карабаху – то есть выведение из ее состава США и Франции. Надо сказать, что карабахский процесс – единственный политический формат, где Россия формально работaeт все еще вместе, а не против США и Евросоюза. Был еще иранский переговорный процесс, но с его концом и снятием санкций остался только Карабах. И точно так, как это сотрудничество воспринималось Кремлем со скрежетом зубовным в иранском вопросе – ибо снятие санкций означает иранскую дешевую нефть и вход западных технологий на изголодавшийся иранский рынок – к скорби и потерям России, так же присутствие Запада в карабахском урегулировании невыносимо для Москвы. А с недавних пор – и для Баку. И здесь совпадение интересов Путина и Алиева-младшего может быть реальной угрозой для Армении. Так же, как в 1920-21 гг. совпадение интересов Москвы, Анкары и Баку привели к оккупации и расчленению Армении, следствием чего и стал, между прочим, Карабахский конфликт. Так что все ”рациональные” аргументы в пользу новой войны в Карабахе у бакинского ”вождя” имеются.
С другой стороны, он не может не понимать, что война – это безумие. Это почти гарантированное уничтожение его личной власти и собственности, это вполне вероятный распад его многонациональной и неравномерно развитой страны, это огромные жертвы, с учетом несравненно более смертоносного оружия у обеих сторон. Но разве когда-нибудь безумие останавливало безумцев? Разум их тем более не остановит. Германия, с ее разумом и безумием дважды за последние сто лет начинала мировые войны и оказывалась сама на грани полного уничтожения. СССР, с его горьким историческим опытом, ввел войска в Афганистан, что привело к распаду и Афганистана, и самого СССР. Россия дважды начинала войну с Чечней, оказываясь на грани распада и там все еще впереди. Отец нынешнего Алиева, многоопытный и осторожный чекист, ввязался в кельбаджарскую авантюру, угробив тысячи солдат и потеряв в карабахской войне шесть районов с момента своего воцарения. Неужели это остановит его рвущегося в бой сынка, жаждущего своей минуты славы и обреченного на вечный позор…
Мяч превратился в меч. Игры окончены. Икра (черная) заканчивается. Нефть скоро не будет нужна никому. Две мировые бойни шли из-за нефти. Но пока она еще есть и она все еще дороже крови. Война возможна – и надо готовиться к ней, если мы хотим мира.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.