В Ереване и других крупных городах Армении продолжаются протесты, начавшиеся в пятницу 26 июня. Поводом для митинга в центре столицы стало решение правительства о повышения тарифов на электроэнергию. После того, как собравшихся разогнала полиция, на улицы вышли тысячи человек. Пока протест сохраняет мирный характер, однако СМИ сообщают о случаях провокаций и изъятия у протестующих огнестрельного оружия.
Чтобы разобраться в ситуации, "Российский миротворец"обратился к писателю и журналисту Елене Шуваевой-Петросян.
– Каким образом протестующие намерены добиваться своих целей: сохранится ли мирный характер протестов или же стоит ожидать обострения противостояния?
– Протесты носят отнюдь не политический характер, а социальный. В прошлом году также были митинги против повышения тарифа на проезд в общественном транспорте. Протестующие, сплоченные и вполне миролюбивые, добились своего.
Единственный способ для протестующих добиться своих целей сейчас – это не прекращать мирного протеста, собирая критическую массу участников (10 – 15 тысяч человек). Ни о каком огнестрельном оружии тут даже не идет речи, о чем пишут российские СМИ.
Ни в какие переговоры с властными структурами, на мой взгляд, митингующие вступать не должны, потому что основная цель – это не компромисс, а отмена принятого решения о повышении тарифа на электроэнергию. Судя по настроению протестующих, они будут придерживаться выбранной линии – собираться на Площади Свободы и оттуда идти маршем к резиденции президента.
Протестующие на митинге. Фото: Елена Шувалова-Петросян
Собравшиеся не настроены решать проблемы нахрапом, многие уверены, что и к ним не будут применена сила, как это случилось 23 июня в 5.30 утра. Сейчас к "несогласным" присоединились и люди глубоко преклонного возраста, и малолетние дети, что, на мой взгляд, говорит о том, что люди верят, что не подвергнутся насилию со стороны полиции.
– Представляют ли протестующие организованную силу или они недостаточно скоординированы, для выступления с единой позиции?
– Не думаю, что их можно назвать организованной силой, единственное, что их сплачивает – единая цель в достижении отмены повышения тарифа, который неизбежно сильно ударит по их карману. Но я допускаю, что, чем дольше это продлится, тем больше они самоорганизуются. Возникнут функционеры, "ответственные" за тот или иной участок работы, станет складываться организационный костяк движения. Это неизбежно, за примерами не стоит далеко ходить... Что касается позиции – она у них и так едина, противоречий пока нет, да и какие противоречия при сугубо социально-экономических (пока!) требованиях. Противоречия начинаются там, где появляется политика.
Фото: Елена Шувалова-Петросян
В отличие от российского ЖКХ, в Армении потребление электроэнергии в быту более затратно, поскольку напрочь отсутствуют центральное отопление и горячая вода. Поэтому повышение на 15 процентов стоимости электроэнергии – это сильный удар по бюджету не то что бы малоимущих семей, пенсионеров, инвалидов и т.п., но также сильно ощутимо для среднего, как принято теперь говорить, "креативного" класса.
– Стоит ли ожидать обострения ситуации в связи с протестами в Гюмри, где расположена российская военная база?
– Протест в Гюмри тоже носит социальный характер. Российская база тут совершенно ни при чем, и это хорошо. Не стоит к событиям сегодняшних дней стараться привязать январскую трагедию, когда российский военнослужащий-срочник расстрелял армянскую семью.
Но, к сожалению, в России пытаются придать этому всему как раз политический оттенок "цветной революции", что отсюда, изнутри событий, кажется полнейшим абсурдом. Не понимая, что тем самым как бы толкают протестующих именно в это направление, меняя их мышление. Как известно, как корабль назовешь, так он и поплывет. И очень легко привить мысль толпе, которая находится в возбужденном состоянии. А люди всего лишь требуют отмены повышения тарифа. И не более того.
Фото: Елена Шувалова-Петросян
Главное, по-моему, что в Армении нет антироссийских настроений. Судить по "мракобесии" в социальных сетях не стоит – это отдельные голословные выпады, не отражающие общего настроя. И не будет антироссийских настроений, если Россия, российские СМИ, своей глупой пропагандой всё не испоганят. А ведь уже процесс запущен, к сожалению. Интересно, что СМИ Азербайджана (соседней и, мягко говоря, дружественно не настроенной к Армении стране) описывают положение в Армении гораздо адекватнее и правдоподобнее, чем в России и на Украине.
– Адекватна ли реакция армянских властей на протесты?
– Реакция властей на протесты, считаю, в целом, сейчас адекватна. Изначально были допущены ошибки, потому что они не поняли, с чем имеют дело. А должны были (пример успешных действий активистов против повышения тарифа на транспорт, как я отметила выше). Потом, как понимаю, опомнились и силовых акций пока не повторяют. Это, кстати, в пользу властей. Были бы продолжены "хватательные движения" – могло плохо кончиться. Надеюсь, хватит если не ума, то хотя бы инстинкта самосохранения... Впрочем, в любом случае власть покачнулась. Ситуация объективно будет ухудшаться – денег нет, повышать поборы и цены, как видим, уже рискованно, грядет зима... И все это на почве крайне тяжелого социального положения населения в Армении – народ еле сводит концы с концами, массово уезжая на заработки в другие страны (большей частью, в Россию). Думаю, до поздней осени дотянут, а там – как Бог даст. И уверяю вас, что как только отменят постановление о повышение тарифов на электроэнергию, все удовлетворенные разойдутся по домам, как это произошло в прошлом году в связи транспортными протестами. Ведь армяне – аполитичный и отнюдь не воинственный народ.