…Продление экономических санкций против России со стороны ЕС было вполне ожидаемым и более чем предсказуемым. Более того, ожидать их отмены или хотя бы ослабления было бы каким-то предельно наивным оптимизмом: не для того их так старательно вводили, чтобы потом так запросто отменять.
И это, как показывает опыт прошедшего «года санкций», вообще ни разу не беда, а если и проблема, то вполне преодолимая.
Поэтому обсуждать это техническое, по сути, решение вообще в принципе неинтересно: имеет, пожалуй, смысл только констатировать, что к этому самому вот продлению, безусловно, были готовы не только на условном Западе и в Российской Федерации, но и на условном Востоке.
Свято место пусто не бывает. В частности, объём уже подписанных и готовящихся к подписанию соглашений между Россией и Китаем, по оценкам китайской стороны, достиг триллиона долларов, о чём на заседании клуба Валдай в рамках ПМЭФ-2015 и объявил вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
И это далеко не предел.
«Турецкий поток», к которому теперь присоединилась уже и Греция.
Новые ветки «Северного потока».
Подписанная накануне форума колоссальная сделка между российским «Газпромом» и китайской CNPC на 400 млрд долларов за тридцать лет, только аванс по которой в 25 млрд долларов США мог бы, к примеру, легко спасти лет на несколько всю решительно шагающую в Европу экономику Украины.
Двенадцать сделок «Роснефти». Включая такие любопытные, как вхождение в капитал «культовой» итальянской Pirelli. И совместной разработке доманиковых месторождений в Оренбургской области с отчего-то не боящимся санкций BP.
Да много ещё чего.
Не в этом дело.
Главный итог Петербуржского международного экономического форума, на мой взгляд, состоит в том, что у нас, к сожалению, развивается и демонстрирует рост только то, до чего по каким-то причинам не дотянулись руки финансово-экономического блока нашего же с вами правительства. Таков наш отечественный экономический парадокс.
Судите сами.
У нас всё в полном порядке там, где крупный бизнес, который может решать свои проблемы вполне себе даже и самостоятельно. Как только мы спускаемся на уровень бизнеса «среднего» или уже навязшего на зубах «малого», мы понимаем, что там имеет место быть почти глобальный кирдык.
И тут всё просто: крупный бизнес имеет доступ к источникам финансирования, как государственным, решение по которым зачастую проходит мимо правительства в так называемом «ручном режиме» (недавний опыт «Роснефти» тому живейший пример), так и зарубежным, тем же, к примеру, китайским.
Для малого и среднего бизнеса, за редкими исключениями «показательного импортозамещения», денег в стране нет. А если и есть, то под такие проценты, что лучше сразу не получать.
И именно это — отсутствие денег для экономики при наличии в ней безмятежно парящего либерального «финансово-экономического блока» — и является для этой самой экономики самой главной проблемой. Что, собственно, Петербуржский международный экономический форум нам в очередной раз достаточно убедительно показал.