Перекрыт один из центральных проспектов города, поперек которого выстроены мусорные баки. Протестующие верят, что это – баррикада, которая сможет остановить атаку полицейских сил.
Конечно, не сможет. Это, скорее, символическая линия, за которой, как говорят протестующие, находится «нейтральная полоса». Туда пропускают только если показать журналистское удостоверение.
За «нейтральной полосой» полицейских сил почти не видно. Там стоят три водяные пушки и видна небольшая группа правоохранителей – несколько человек.
К вечеру толпа на проспекте Баграмяна стала гуще – у многих закончился рабочий день. Да и к тому же стало прохладней – днем температура поднималась до +35, А при такой жаре находиться на улице тяжело.
Люди стоят, прохаживаются, иногда начинают петь гимн Армении, или народные песни, под которые группы протестующих начинают танцевать.
Время от времени раздается свист или скандирование лозунгов: «Свободная, независимая Армения», или просто «Армения, Армения». Иногда слышно «Мы хозяева нашей страны».
Создается впечатление, что люди не знают, что им делать. Лидеров движения не видно, и если кто-то берет мегафон, то только чтобы объявить о пропаже ребенка или попросить дать проехать машине «Скорой помощи», когда кому-то из протестующих стало плохо.
Кто протестует
Главным образом, молодежь. Я видел нескольких молодых людей в костюмах и при галстуках, пришедших сюда прямо с работы. Можно предположить, что они – государственные служащие. Встречаются и парни в клетчатых туристических шортиках.
Протестующие настаивают на том, что они вне политики. Их требования, говорят они, исключительно экономические. «Пусть объявят, что цена на электричество не повышается, и мы немедленно разблокируем улицу и уйдем домой», – эту фразу я слышал много раз.
Есть еще один важный нюанс. Они не доверяют политике и политикам –как провластным, так и оппозиционным. Политики приходят, «отмечаются» у телекамер (а на улице практически постоянно можно увидеть журналистов нескольких телеканалов) и спустя некоторое время уходят.
Иногда появляются «звезды» шоу-бизнеса или известные телеведущие.
Есть, конечно, и некоторое количество «пикейных жилетов» – людей, обязательно присутствующих на всех протестных акциях.
Похоже ли это на Майдан?
Протестуют люди разных политических взглядов, но их огромное большинство отрицает, что митинги имеют антироссийсскую направленность.
Мнения жителей Еревана об акции протеста, конечно, разделены. Но все ереванцы, вышедшие на улицы города, на удивление едины в неприятии, критике и даже осуждении того, как российские телеканалы освещают происходящее.
Одно из информационных агентств даже выпустило специальный материал, озаглавленный «Откровения» россиян о событиях в Армении.
Сами же организаторы акции – а также многие ее участники – настаивают на том, что ереванские события «не Майдан».
Хотя, думаю, мало кто может объяснить, что они имеют в виду под «Майданом», и в чем различие между событиями в Ереване и Киеве, за исключением требований – политических на Украине и экономических в Армении.
Ясно также, что участники нынешних акций протестов о «цветной революции» не говорят.
Как будут развиваться события?
Не берусь давать долгосрочных прогнозов. Развитие событий зависит от многих факторов, и степень их непредсказуемости достаточно велика.
Ошибку могут совершить власти, предприняв необдуманные или непросчитанные действия, что может вызвать всплеск энергии протестов, и тогда протестовать будут не только против повышения цены на электричество, но и против действий властей.
Однако можно сказать, что, судя по сегодняшней ситуации, власти выжидают.
Сами протестующие могут поддаться провокациям. Причем неважно, с какой стороны будут их провоцировать на экспансивные действия.
(Часть этого текста помещена на сайте Русской службы Би-би-си)