Китай ставит перед США сложнейшую задачу: продолжает экспансию в регионе, бросая вызов соседям и – опосредованно – американцам, но при этом не делает так, чтобы его действия воспринимались как открытая конфронтация. В этих условиях США балансируют между жестким сопротивлением китайскому усилению и мягким подталкиванием своих важнейших союзников в Восточной и Юго-Восточной Азии. Сложность задачи еще и в том, что Вашингтон рискует переоценить готовность таких стран, как Вьетнам и Филиппины, идти против Китая даже во имя их собственных интересов.
«Общая политическая культура и близость элит [Китая и Вьетнама] определяют теснейшие межпартийные связи. Существует даже мнение, что ни одно крупное внешнеполитическое решение в Ханое не обходится без консультаций с Пекином. Так или иначе, именно контакты по линии КПК – КПВ часто обеспечивают самое оперативное решение конфликтов, - пишет «Лента». – Закрытые переговоры по инциденту с буровой установкой проходили как раз по межпартийной линии, хотя это и не нравилось многим членам вьетнамской компартии, считающим, что с Китаем нужно больше жесткости».
При этом Вьетнам осознает опасность американо-китайского соперничества и ищет третью силу для баланса – это Россия, с которой развивается военно-техническое, энергетическое и торгово-экономическое сотрудничество. Правда, в Ханое не забывают, что товарооборот с Москвой в разы меньше объема торговли с Вашингтоном и Пекином. В связи с этим вьетнамцы пытаются работать и с Индией. В результате, как пишет «Новое восточное обозрение», обе эти страны превращаются в неофициальных союзников США. «Ключевым же официальным союзником остаётся Япония, вес которой в двустороннем союзе, в делах «на Индо-Тихоокеанском пространстве» в целом и в ЮВА, в особенности, непрерывно растёт. Из всех стран ЮВА для Японии наиболее перспективными партнёрами являются Филиппины, Индонезия и тот же Вьетнам», - отмечает издание.
Что касается упомянутой Японии, она будет стараться искать защиты за пределами военного альянса с США. «В 2015 году японские дипломаты сосредоточатся на формировании с Филиппинами, Вьетнамом и другими государствами региона «альянса недовольных» (в том числе за счет усиления военных контактов и поставок вооружений). Такой альянс не сдержит усиление Китая, но скажется на формировании контуров региональной безопасности», - говорится в очередном комментарии «Ленты».
«Независимая газета» сообщает, что в мае ВМС Японии и Филиппин заявили о намерении провести маневры в Южно-Китайском море. Газета называет это «первым шагом к растущему военному сотрудничеству» двух стран. В то же время «НГ» отмечает растущее беспокойство «Большой семерки» действиями Китая, хотя в самом Пекине тоже вроде не рады конфронтации.
«По крайней мере, об этом свидетельствует статья докторов Сюэ Ли и Сюй Янчжо из Китайской академии общественных наук, опубликованная в интернет-журнале DIPLOMAT. Исследователи утверждают, что Китай стал продвигать свои интересы в Южно-Китайском море после того, как там застолбили свои владения Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Но Китай делает это быстрее и в более крупном масштабе. Ситуацию осложнило вмешательство внешних сил – США и Японии», - указывает газета со ссылкой на китайскую публикацию.
«Тем не менее, китайские исследователи не считают противоречия между США и Китаем неразрешимыми. Китай и Россия недавно проводили маневры в Средиземном море. Большая часть его вод входит в такие зоны, но ничьи права не были нарушены. В будущем китайские ВМС могут начать совершать рейды к американским экономическим зонам, например, рядом с базами Сан-Диего и Ньюпорт. Это не должно расцениваться как военная угроза», - уверены авторы.
Между тем, еще в одном материале «Ленты» указывается на то, что истинное значение Южно-Китайского моря заключается не в его минеральных и биологических ресурсах, а в торговых путях из Восточной Азии на Ближний Восток и Европу. Именно торговля, а не нефть или газ – основная причина для беспокойства в Вашингтоне. Во всяком случае, французский политолог Тьерри Мейсан уверен, что американцы ждут не дождутся момента, когда они смогут перебросить войска с Ближнего Востока в Восточную Азию. А момент этот – соглашение по ядерной программе Ирана.
«Для Китая американо-иранское перемирие не замедлит проявиться в переброске американских солдат из Залива на Дальний Восток. Пентагон намерен разместить в Брунее самую большую в мире военную базу. Для Пекина придание армии должного уровня превратится в настоящую гонку – Китай должен быть готов к столкновению с американской империей до того, как эта империя будет способна его атаковать», - резюмирует эксперт.
Окончание следует…