Посол США в Армении Джон Хефферн заявил в Ереване, что в армяно-американских отношениях следует ждать экономических новостей. «Я бы хотел видеть и надеюсь увидеть перемены в экономическом сотрудничестве. Создание рабочих мест в США и Армении важно для обеих стран. Попытаюсь сделать все, что привлечь из США инвестиции и обеспечить большие объемы двустороннего торгового сотрудничества», сказал Хефферн.
Инвестиции в Армении имеют не только экономическое, но и подчеркнуто политическое значение. Скажем, с трибуны Европейской народной партии Серж Саркисян открыто заявил, что реформы в Армении требуют серьезного финансового содействия, и в этом не стоит видеть обыденное стремление сорвать очередной куш. В системном смысле деньги действительно имеют для Армении колоссальное значение для проведения более эффективных реформ и смелой политики.
Понятна и позиция Европы – больше реформ, больше денег, тем более, что у Европы есть основания для сомнений в решимости армянских властей, да и дела у Европы обстоят не лучшим образом.
Но деньги для реформ в Армении имеют фундаментальное значение. Сейчас в Армении все еще крепка русско-олигархическая система. В основе этой системы – деньги, безопасность которых обеспечивается с помощью властных рычагов. Внешней эгидой этих денег является Россия. Она же владеет немалой частью экономических активов, то есть, не входит в паи с армянской криминально-олигархической системой. Для России нынешняя система выгодна, поскольку, будучи основанной на деньгах и инстинктах, она обеспечивает контролируемость Армении.
При столь явной связи власти и денег, которая в олигархической паутине достигает самых низов, реформирование системы становится на деле невозможным, если нет альтернативной системы. Действующая система обладает колоссальным потенциалом финансово-экономического шантажа, которого достаточно для того, чтобы представлять любого «реформатора» как «врага народа».
Поэтому, эффективность реформ может быть связана с тем, какая альтернативная система будет предложена народу. Альтернативная система должна иметь два основных направления – экономическое и гражданское. Возможен также симбиоз, который даст хороший политический эффект.
Гражданский потенциал в Армении сейчас имеется, не очень масштабный, но способный, что позволяет говорить о необратимости начавшихся процессов.
В Армении отсутствует экономическая альтернатива, которая предполагает экономическую культуру иного качества, иное мышление, которая должна стать антиподом олигархической системы и местом, где могут найти работу граждане, которые не желают работать в олигархической системе.
И в этом смысле западные инвестиции обретают особое значение. Скажем, в основе новой гражданско-экономической системы может быть сфера информационных технологий, которая может стать платформой нового капитала с гражданским мышлением и культурой.
И американские инвестиции в эту сферу могут возыметь большое влияние, особенно, с точки зрения изменения общественного мышления. Хотя с этой точки зрения, как отметил в интервью Лрагир посол Хефферн, важны инвестиции и в сельское хозяйство, в перерабатывающую промышленность. Это связано с изменением мышления и быта на селе, которое сейчас строит свои отношения с олигархами по аналогии отношений бар и батраков.
Современные западные инвестиции в Армении, в противовес «консервативному» русско-олигархическому капиталу, могут иметь эффект бескровной революции в смысле трансформации государства и общества.


