7 июня 2015 года состоялся очередной раунд выборов местного самоуправления Армении. Они мало чем отличались от других подобных «раундов», проходящих примерно раз в три месяца за исключением того, что на этот раз выборы прошли одновременно в трех заметных по армянским меркам городах – Абовяне, Арташате и Алаверди. За исключением этих городов, выборы глав общин прошли еще в 16 общинах, а в 14 общинах прошли выборы членов муниципального совета.

Система местного самоуправления Армении

Для того, чтобы понять результаты выборов, необходимо представить социально-политический фон, на котором они проходили. В Армении одноуровневая система местного самоуправления – существуют местные, городские и сельские, выборные администрации, а также центральная власть, представленная региональными администрациями на местах.

Систему местного самоуправления Армении характеризуют три «хронические» проблемы. Первая состоит в том, что в общинах как правило силен руководитель общины (мэр или глава муниципальной администрации), в то время как совет старейшин (общинный или муниципальный совет) – слаб и оказывает минимальное влияние на жизнь общины. Был предпринят ряд реформ, однако ситуация осталась прежней и совет старейшин все еще очень ограничен в своих действиях на практике, причем тем он слабее, чем меньше размер общины. Собственно, малый размер общины и есть вторая «хроническая проблема» местного самоуправления Армении. В Армении почти 1000 общин. В соседней Грузии реализована «районная модель» местного самоуправления, муниципалитетов всего лишь около 70. Обе модели – крайности, но реализовать модель укрупнения общин в Армении не удается уже много лет, несмотря на неоднократные попытки. Третьей проблемой следует назвать бедность общин. Вновь, малые общины не имеют почти никаких собственных доходов и почти целиком дотируются из государственного бюджета, а также получают иногда поддержку от международных фондов, тогда как у крупных общин есть какие-то средства на реализацию собственных, пусть и небольших, программ. Стоит отметить, что дотируются все общины, включая даже Ереван.

Исходя из вышесказанного, в политическом измерении относительную важность имеют лишь выборы глав общин, тогда как выборы членов муниципальных советов имеют мало значения. В то же время, и среди выборов глав общин значение приобретают лишь выборы глав крупных общин, то есть за редкими исключениями – мэров городов. Остальные выборы остаются делом глубоко местным, чем пользуются местные «князьки», руководящие рядом малых общин уже по 20 лет.

На это накладывается всепроникающее влияние Республиканской партии Армении, медленно, но верно увеличивающееся все последние 15 лет и достигающее именно на местном уровне своего пика. Если еще в середине и второй половине 2000-ых большинство глав общин были беспартийными, а среди остальных большинством были республиканцы, но присутствовали и другие партии, то на данный момент подавляющее большинство глав общин – примерно две трети (и это число имеет тенденцию к росту) – представители Республиканской партии, причем они же становятся опорой партии на национальных (парламентских и президентских) выборах, а партия уже «возвращает» им долг на выборах местных или же при реализации каких-либо предвыборных проектов.

Основные тенденции выборов

Итак, поскольку результаты выборов в советы старейшин мало что решают, целесообразнее сконцентрироваться на выборах глав общин. Почти во всех общинах победили представители Республиканской партии (РПА) – в 17 из 19 общин. Речь идет не только о членах партии, но и о тех, кто был выдвиженцем от партии и формально поддержан ею.

Налицо продолжение процесса концентрации власти на местах в руках РПА. Партия поддержала беспартийных кандидатов на выборах в Абовяне, Арташате и Алаверди, однако считать их подлинно беспартийными не следует, тем более, что, согласно существующей практике, многие изначально беспартийные кандидаты, после вступления в должность, становятся членами РПА. В 2012 году представители РПА победили в 63% выборов, а в 2014 году – примерно в 70%. В ряде случаев на одних выборах между собой соперничали разные представители РПА.

Однако процесс усиления РПА преимущественно сопрягается со снижением местной конкуренции. Безальтернативных выборов в общинах стало больше – в 9 из 18 случаев конкуренции у победителя вообще не было. Причем, в числе таких оказался и город Арташат с числом населения не менее 20 тыс. чел, где единственным кандидатом оказался Аргам Абрамян, сын премьер-министра Овика Абрамяна. Два других кандидата, в том числе Гарегин Амбарцумян, глава компании «Шаумян Алко», заявили о самоотводе до выборов.

Замедляется ротация местной власти. Если раньше примерно 60%-две трети глав общин переизбирались, а срок нахождения у власти составлял 3 года, то сегодня около трех четвертей глав общин переизбрались, причем каждый срок теперь составляет 4 года.

Стоит отметить и тот факт, что число женщин – глав общин также постепенно уменьшается, хотя оно никогда не было высоким. Данная тенденция наблюдается примерно 4 года, тогда как до того был определенный рост.

В городе Алаверди в выборах участвовало два кандидата – Карен Паремузян и Артур Абгарян. Паремузян представлял формально среднее звено в руководстве ЮКЖД, а Абгарян – средний бизнес. Паремузян был поддержан РПА и, по сообщению прессы, губернатором Лорийской области и победил, набрав 59% голосов, его соперник получил соответственно 41% (голоса «против всех» и испорченные бюллетени исключаются из подсчета).

Единственной «неожиданностью» стала община Варагаван в Тавушской области, где беспартийный кандидат победил действующего главу общины, выдвинутого РПА. Однако неожиданностью, на самом деле является то, что такой случай только один. Это также отражает снижение конкурентности в региональной армянской политике.

Царукян сохранил контроль над Абовяном

Население города Абовян составляет около 44000 человек и по этому показателю город пятый в республике. Его особенностью является значительная неформальная власть бывшего лидера крупной партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна. Основные позиции в политике, так и в экономике города занимают люди, тем или иным образом связанные с Царукяном. После того как в феврале 2015 года Царукян пошел на попятную в своей конфронтации с президентом и ушел из политики, судьба города была неопределенной. Однако, поскольку президент Армении предпочитает добиваться консенсусов там, где это возможно, выяснилось, что примирение Царукяна с Саргсяном вполне возможно при условии полного отказа Царукяна от активной политической деятельности.

Должность мэра города осталась вакантной после того как в апреле мэра города Карапета Гулояна назначили губернатором Котайской области. Для того, чтобы оценить степень влияния Гагика Царукяна на ситуацию, отметим, что Карапет Гулоян является его зятем, а Ваагн Геворкян, ставший основным кандидатом от РПА на выборах, его помощник, чего и сам не скрывал.

Ваагн Геворкян победил на этих выборах, получив 60.6% голосов, при этом 3.5% бюллетеней было признано недействительными.

Фактически, Гагик Царукян сохранил свое влияние в городе Абовяне и в целом, в Котайском марзе. Однако на этот раз это влияние выраженно с помощью личных представителей и представителей его финансово-промышленной группы, тогда как политической афиляции эти люди уже не имеют, что, конечно, делает его положение не таким устойчивым.

***

Вместе с тем, прошедшие выборы показали не только продолжение концентрации власти в руках РПА, но и отсутствие даже какого-либо намерения ей противодействовать со стороны всех остальных партий. Ресурсы других партий сильно ограниченны, однако они могли бы избрать как метод работать с местными авторитетными людьми, представителями местного бизнеса, школ и т.д., которые поддерживают ту или иную оппозиционную партию. Однако и этой работы не было проведено, что уже ставит вопрос о способности этих партий составить конкуренцию РПА на национальных выборах. РПА же, в отличие от них, активно принимает участие и в местных выборах, и уже готовится к национальным. Пусть это влияние и снижает конкурентность и совершенно не способствует развитию демократии в стране, оно эффективно и оппозиционные партии ничего не делают, чтобы этому процессу противодействовать.

Грант Микаэлян

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.