Ребят, вот не совсем обычный пост сегодня.
Дело в том, что после комментариев, которые оставляли под "Люди, которых мы про*бали", я как-то так крепко задумалась и... решила задать несколько вопросов самому настоящему психиатру, Максиму Малявину, он есть в жж - dpmmax.
В общем-то, никаких специальных терминов здесь не будет, просто мы немного побеседовали с доктором о том, что происходит с человеком, находящимся на грани, о врачах, и о том, что делать, если у вас или близкого человека депрессия, с которой он не в состоянии справиться сам.

Катя: Поехали?
Психиатр: Да

К: Макс, когда я читала комментарии к посту про суицид, поняла, что большая часть людей вообще не очень понимают, что такое психиатрия, что за зверь такой, зачем она и т.д. Поэтому я не стала каментить от себя и решила прибегнуть к помощи специалиста, т.е., к твоей. Ты вот психиатр. Это именно так и называется, или есть какое-то более расширенное понятие?
П: Да, профессия так и называется - психиатр. Не психолог, не психотерапевт, а психиатр.
К: Вот это как раз очень важный момент. Потому что у большинства людей, к сожалению, всё, что начинается с "психо", считается одним и тем же. Люди не особо понимают разницу между психологом, психотерапевтом и психиатром. Расскажи, пожалуйста, кратко.

П: Если кратко и без особых подробностей, то психолог занимается здоровыми людьми и диагностикой (то есть, может определить, в какой из сфер психической деятельности есть сбой, и предположить, что тут норма, а тут не совсем). 
Психотерапевт должен иметь медицинское образование, поскольку он работает с людьми, чья психика пострадала. Но может он работать с ними только теми методами, которые не включают в себя выписку лекарств, то есть, психотерапией. 
Психиатр же занимается всё теми же людьми, у которых есть проблемы с психикой (от самых простых до самых тяжёлых), при этом имея право назначить лекарства.

К: О, вот, кстати, о лекарствах. У людей же какой шаблон - лекарства "от психиатра" непременно сделают тебя овощем или ни на что не способным человеком. Поэтому ты не мог бы рассказать поподробнее о лечении для людей с депрессией? Что именно делают эти препараты? Насколько они безопасны? Может ли человек заниматься повседневными делами? Короче, мне нужно немного физиологии и лечения. 
П: Это слишком длинно получится. Я вскоре я буду писать об этом отдельный пост.
Что же касается шаблонов относительно приёма лекарств - как раз в отношении депрессии они почти всегда смешны и беспочвенны. Особенно отношение к антидепрессантам - "о, это наркотики, мне придётся их всю жизнь пить…".
Их и в самом деле надо пить долго, поскольку депрессия - это сбой биохимии в мозге, и вот этот сбой, породивший депрессию - это не насморк, и за неделю не пройдёт. Но как раз антидепрессанты совершенно точно не вызывают зависимости. Ни физической, ни психической. Такой риск есть при приёме транквилизаторов, но это отдельный разговор.

К: Хорошо. Примерно поняла. У меня тут в голове всё кругом, поэтому чётко выстроенной цепочки нет. Давай тогда начнем с главного и, к сожалению, с конца. В прямом смысле. Человек, который совершил самоубийство - это не дошедший до врача пациент психиатра?
П: Если не вдаваться в подробности, то можно сказать и так.
К: Я имею ввиду - может ли шагнуть с крыши совершенно здоровый психически человек?

П: Со мною могут не согласиться некоторые из коллег, но потенциально - да, может. Другое дело, что чаще такой поступок - следствие психического недуга, нежели что-то иное.
К: Скажи: суицид - это чаще хорошо спланированная акция или же спонтанный поступок? Ну, то есть, перемкнуло в голове и хоп, уже лежишь на асфальте?
П: Сложно сказать. Хватает и спланированных действий, и импульсивных поступков.

К: Я была уверена, что это некое "состояние аффекта", что ли...
П: Вовсе не обязательно. Когда человеку больно жить месяцами, он имеет достаточно времени, чтобы всё обдумать - на свой болезненный лад, но тем не менее.
К: Попробую сформулировать вопрос. Вот человеку больно жить месяцами, при этом он не состоит на учёте у психиатра и знать не знает, что там ему, теоретически, могут помочь. Почему у нас так происходит? Почему среди народа бытует мнение, что психиатрия - и не медицина вовсе, а так, ерунда?

П: Потому что человек, особенно впервые столкнувшийся с такой проблемой, переживает её изнутри. 
Для него это и не болезнь вовсе, а просто вот такая сложившаяся в жизни полная *опа, когда никаких перспектив, никакого просвета, вообще ничего впереди - только боль. И он в этом уверен. Более того, зачастую он уверен, что сам во всём этом и виноват. А раз так - при чём тут психиатр? Он что, индульгенции продаёт, рай ключиком отпирает? Психиатр, по общему мнению (нет, так думают уже далеко не все, но очень-очень многие!), это такой специальный человек, который лечит (или держит взаперти) дураков. А он-то сам, наш депрессивный товарищ, не дурак - он просто тот, кому сейчас хуже всех. Так хуже, что умереть легче, чем терпеть, но не дурак, нет...

К: А вот скажи, пожалуйста... Я не раз слышала, что многие люди к психиатру обращаться просто боятся. Мол, меня или положат насильно или права отберут и больше никогда не отдадут. Это правда?
П: Если с риском суицида - да, могут и недобровольно положить. Ведь с того момента, как он к нам обратился, отвечаем за его жизнь уже мы. Права тоже могут... нет, не отобрать, просто не подпишут очередную медкомиссию до тех пор, пока состояние не станет стабильным настолько, что к психиатру будет необязательно приходить на очередной приём, а только показываться по собственному желанию.

К: Ну то есть, навсегда права не отберут. Вылечится и снова сможет ездить? И да, заодно, как врач может определить риск суицида?
П: Чаще всего - именно так: есть стойкая ремиссия - получи права обратно. В остальном - есть клинические признаки, есть шкалы депрессии, есть много способов. Другое дело, что ни один не страхует от ошибки в прогнозах.

К: Ну вот прихожу я к тебе такая, сажусь в кресло и говорю: жизнь - боль. Что ты делаешь со мной дальше?
П: Расспрашивать начну.
К: О чём?
П: Когда всё началось, с чего началось - по причине какой или само по себе, не было ли прямо противоположных состояний, бывало ли когда-либо такое в прошлом, если бывало, то как долго, как сильно и проходило ли само. Были ли в роду беременные... пардон, депрессивные или покончившие с собой, как именно сейчас всё проявляется, когда легче, с утра или к вечеру, как дела со сном и аппетитом... И это только начало))
К: Оой, то есть, разговор предстоит долгий?
П: А как же! И во время разговора я буду на тебя, красавица, смотреть, на твои реакции, мимику, моторику, на особенности построения ответов, на скорость мышления, на живость эмоционального отклика, даже на то, в каком состоянии твои волосы и кожа лица.

К: А вот Макс, скажи, как понять, что настало ТО ВРЕМЯ, чтобы к психиатру обратиться?
П: Про суицидальные мысли даже говорить не будем - если они появились, то однозначно надо. А так - надо задуматься, если плохое настроение не отпускает уже неделю, если простые радости не способны его изменить, если при этом страдают сон и аппетит.
К: То есть, в тех случаях, когда подружки говорят: "Соберись, тряпка! Съешь тортик, посмотри хороший фильм, сходи в зал, займись собой" а ты всё это делаешь, но тебе не лучше, и только хуже и хуже - надо собраться и сходить к психиатру?

П: Да. Мы за клиентурой не гонимся, нам работы и так хватает, поэтому, если на самом деле страхи ложные, навязываться не будем. Можем даже сами развернуть и отправить домой за тортиком или за мужиком, с советом не морочить себе и людям голову. Но если это наш случай - поможем.
К: А где вас брать-то, психиатров? В поликлинике районной? В регистратуру: "тук-тук, здрасьти, я тут пришла за флюорографией, а как мне попасть к психиатру? Ах в отпуске? Ах, другого нет? Ах, у вас вообще нет психиатра…"
Итак, Макс, срочно говори, где психиатра брать.


П: Так в психдиспансере же! В обычных поликлиниках нас, как правило, не бывает - нас не так уж и много, зато диспансер в городе наверняка есть. И если психиатр не один на весь город (такое бывает редко), то даже на время отпуска именно твоего участкового кто-то замещает.
К: Так, ок. То есть, я говорю: окей, гугл, найди-ка мне психдиспансер рядышком, набираю номер телефона и записываюсь на консультацию по ОМС?

П: Ага, именно так. Либо просто узнаешь часы работы твоего участкового психиатра и приходишь. Там, где я работаю, достаточно просто прийти, заранее записываться не надо.
К: А анонимно можно?
П: Можно.
К: К участковому? Без паспорта?
П: Да. Если он не может вести анонимный приём, в диспансере всегда можно узнать, к кому с этим обратиться. В той же регистратуре.
К: И это бесплатно?
П: Если анонимно - то уже платно. Если по ОМС - то бесплатно. Но по ОМС - уже не анонимно.

К: Я поняла, да. А может быть такое, что ты просто пришёл на консультацию, а психиатр тебя взял и сразу уложил?
П: Уложить без твоего желания он может только в двух случаях: если ты, в силу психического заболевания, представляешь непосредственную (не мнимую, не предполагаемую, а реальную) опасность жизни и здоровью окружающих, либо если ты, в силу того же психического заболевания, представляешь опасность для жизни тебя же самой. Только в этих случаях. В прочих ты вправе отказаться - за руки хватать никто не будет.
К: Успокоил)
Ну и скажи мне, пожалуйста, в завершение: как могут окружающие люди - друзья, родственники помочь тому, кому плохо, у кого полная *опа, как ты выразился? Что они могут сделать и чего делать совершенно не должны?


П: Помочь они могут тем, что доведут до психиатра. А вот чего совсем не стоит делать - это пытаться взывать к силе воли, обзывать тряпкой, призывать собраться в кулак. Без толку, только усилит и без того обострённое чувство собственной вины и никчемности, а то и подтолкнёт к тому последнему шагу.
К: Спасибо. Наверное, я спросила не всё, что хотела, но сейчас ничего больше в голову не идёт. Надеюсь, это поможет хоть кому-то разобраться, поднять свою многострадальную попу и донести её до врача, чтобы случайно не стало поздно.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.