К предлагаемому ниже тексту я просто обязан сделать комментарий. Я резко отрицательно отношусь к отданию дани одним нашим героям за счет уничижения других, как в данном случае автор текста поступил с прославленным армянским полководцем, одним из создателей регулярной Армянской армии и ее Главнокомандующим, генерал-лейтенантом Товмасом Назарбековым. Называть этого человека "нерешительным", по меньшей мере, несправедливо. Как и привязывать существование Первой республики к геройству одного человека. Героев было множество. И все они внесли свой вклад в спасение нации.
Поэтому перевод текста мною сделан исключительно для того, чтобы представить русскоязычному читателю одного из наших незаслуженно забытых героев.
У нас, армян, вообще есть такая крайность. Мы все ценим конкретный подвиг и, как правило, не замечаем или нивелируем масштабные деяния.
Для нас народный герой — Андраник, который, по большому счету, был и оставался предводителем гайдукского отряда и командиром ополченцев. А вот у действительных создателей Армянской армии Первой республики известности гораздо меньше.
Не так давно в FB был выставлен ряд портретов армянских полководцев разных времен, и последним в ряду стоял портрет Вазгена Саркисяна. Немедленно посыпались требования "убрать этого самозванца из галереи подлинных героев". Великое дело, сделанное Спарапетом — создание мощных вооруженных сил из разрозненных отрядов фидаи, привлечение военных специалистов-армян (и не только армян) из других республик, заложение армейского фундамента, многие, в силу неспособности видеть и мыслить масштабно, просто не понимают и не принимают. Действительный масштаб таких личностей, как Вазген Саркисян, Христофор Иванян, Аркадий Тер-Тадевосян, и, можете кидать в меня оппозиционные камешки, Серж Саргсян, Роберт Кочарян, Самвел Бабаян, принявших на себя огромную ответственность именно как военные руководители, предстоит оценить и осмыслить, наверно, только будущим поколениям. Да, ни Спарапет, ни другие не были ангелами. А кто сказал, что ангелом был тот же Андраник или другие наши командиры?
На героев наша земля всегда была щедра. Однако подлинным организаторским талантом и мужеством взять на себя ответственность обладают далеко не многие, если не единицы. Это нужно четко понимать. И, по возможности, оценивать "армиестроительную" деятельность в отрыве от политических или конъюнктурных пристрастий.
Ежегодно в эти дни считаю своим долгом напомнить вам об одном человеке, без которого, возможно, сегодня не существовало бы Армянского государства.
Опытный, но не слишком решительный генерал Т. Назарбекян потерял надежду на победу и требовал от Армянского национального совета в Тифлисе заключения срочного мира с турками, которые, однако, продолжали наступление. По этому поводу его заместитель, полковник Бей-Мамиконян в Дилижане собрал офицерское совещание и представил приказ Т. Назарбекяна: часть войск распустить, другую часть превратить в небольшие партизанские отряды, а артиллерию отвезти на Севан и спрятать в селе Чибухлу.
«Честь и слава армянской крови», — свидетельствует очевидец, поскольку один из офицеров, присутствующих на совещании — капитан Мосесов (Гурген Тер-Мовсисян) в этот момент сразу вскочил на ноги и объявил: «Я не подчинюсь этому решению. Это предательство. Никто не имеет права так играть с судьбой армян. Я со своими орудиями в эту же минуту отправляюсь на фронт — умирать. Тот, кто мужчина и у кого в жилах течет армянская кровь, пусть следует за мной».
К нему присоединился раненный поручик Гарегин Тер-Арутюнян — Нжде, получивший из Еревана приказ Арама Манукяна: продержаться хотя бы три дня, ибо после взятия Каракилисы турецкая армия по линии Дилижан-Севан-Ахта могла обойти Ереван. Мятежное и, в конце концов, сломившее упорство Т. Назарбекяна войско во главе с канонирами Гургена Тер-Мовсисяна и конной сотней Нжде 24 мая вернулось в Каракилису.
Началась битва.
Гурген Тер-Мовсисян обстреливал позиции врага, когда заметил, что на передовой царит апатия. Он седлает коня, оставляет свою позицию и мчится на передовую, где ободряет воинов и поднимает их в атаку. И в ходе этого боя героически погибает…
Караклисская битва продлилась четыре дня: с 25 по 28 мая. Из трех битв, произошедших на территории Восточной Армении в 1918 году, она — самая крупная и, одновременно, самая героическая. Продвижение турок к Еревану было предотвращено, а в Сардарапатской битве армянам удалось победить так и не получившего подкрепление врага, и страна спаслась от гибели.
Фактически, если бы Гурген Тер-Мовсисян не воспротивился решению военного руководства и не проявил отвагу, возможно, сейчас Армении бы не существовало.
Арцрун Пепанян
Перевод с армянского — Пандухт


