На фоне войны в Йемене положение в Сирии несколько отошло на второй план, но тамошние процессы не только не утратили негативной динамики, но и плавно подходят к новому этапу дестабилизации – и на этот раз, похоже, необратимой. Во-первых, джихадисты контролируют уже половину территории Сирии. Во-вторых, военные силы Башара Асада тают, притом что у его противников по-прежнему щедрые спонсоры.
«После четырех лет гражданской войны в Сирии с активным внешним вмешательством правящий режим в Дамаске начинает быстро слабеть, несмотря на то, что сирийская армия периодически добивается тактических успехов. На сегодня вообще не просматривается перспектива мирного урегулирования сирийского конфликта. Более того, налицо все признаки фактического распада сирийского государства на несколько полунезависимых образований», - пишет «Новое восточное обозрение». Издание отмечает, что Дамаск всё больше зависит от помощи союзников – персов, шиитов Ирака и бойцов ливанской «Хезболла». С другой стороны, изнурительная четырехлетняя война подрывает позиции Асада даже в лояльной ему среде алавитов.
«НВО» со ссылкой на утечки из израильских спецслужб пишет, что в таких условиях сирийский президент может принять решение об оставлении Дамаска для обороны «алавитского пояса» - территории вдоль границы с Ливаном и побережья Средиземного моря. И даже Иран, самый верный союзник, может не прийти на помощь, потому что ему сейчас важнее достижение соглашения с международными посредниками по ядерной программе.
«Северо-восток страны, Ракка и Дейр эз-Зор захвачены «Исламским государством», в провинции Идлиб фактически создан исламский эмират под эгидой «Джабхат ан-Нусры». В районах Сирии, населенных курдами, создается курдское квазигосударство. В данных условиях влияние правительства Башара Асада может сузиться до территории, включающей Дамаск, Хаму, Хомс, средиземноморские районы Сирии, населенные алавитами, и Джебель-Друз», - поясняет «Новое восточное обозрение».
При этом основные недруги Асада – Турция, Катар и Саудовская Аравия – будто бы отбросили прежние разногласия и решили сообща добить ненавистный режим в течение 6-8 месяцев. Однако это противоречит американским планам, которые не хотят помогать ни радикальным исламистам, ни Сирийской армии. Их протеже – умеренная оппозиция.
Американцы в лице госсекретаря Джона Керри подняли сирийский вопрос на встрече с Владимиром Путиным в начале мая на встрече в Сочи. Портал «Иран.ну» пишет, что, несмотря на имеющиеся глубочайшие разногласия, Москва и Вашингтон считают неприемлемым переход Дамаска в руки джихадистов. Однако разница в том, что американцы хотят добиться добровольного ухода Башара Асада, а мнение Москвы на этот счет известно – не сдавать сирийского лидера.
«Отсюда – попытки Джона Керри уговорить Россию, чтобы та, в свою очередь, убедила Асада уйти добровольно (с определенными гарантиями) и передать власть коалиции либеральных светских и умеренных исламистских сил, возможно, даже с участием бывших баасистов, - поясняет портал. – США ранее отказались от введения над сирийской территорией бесполетной зоны, что, по оценке турецких, израильских и арабских источников, является «ключевым моментом» и «индикатором» реальных намерений Вашингтона по отношению к событиям в Сирии». Издание уточняет, что спецслужбы США и Франции установили контакты с сирийцами для совместной деятельности против боевиков «Исламского государства».
Однако свои виды на территории Сирии имеют и курды – крупнейший народ Ближнего Востока, не обладающий собственной государственностью. Для Дамаска проблема осложняется тем, что территориальные аппетиты курдов подогреваются Израилем. Правда, на данном этапе речь идет о лоббировании интересов Иракского Курдистана, но с учетом нынешней динамики рано или поздно свое слово скажут и сирийские курды.
«Не исключено, что действующий президент [Иракского Курдистана] Масуд Барзани, к которому турецкие, иранские и сирийские курды не испытывают особого уважения, также является агентом Моссада. Он добился некоторого процветания в иракском Курдистане благодаря израильским инвестициям, но впоследствии установил там клановый режим», - пишет французский политолог Тьерри Мейсан. Он указывает, что в прошлом году иракские курды присоединились к заговору «по перекраиванию Ирака и Сирии» в соответствии с неким американским планом передела Ближнего Востока. А «Новое восточное обозрение» уточняет, что Иракский Курдистан принял от 1,5 до 1,8 млн. сирийских курдов, бежавших от войны.
Однако в другом материале Тьерри Мейсан сообщает, что президент США Барак Обама и вице-президент Джо Байден 5 мая в Белом Доме «твёрдо дали понять президенту Барзани, что не позволят Израилю самовольничать и потребовали от иракских курдов держаться спокойнее». С другой стороны, «новое правительство Израиля, сформированное 7 мая Биньямином Нетаньяху после победы на досрочных парламентских выборах, пытается объединить джихадистов на севере Сирии». «Оно намерено направить их на Дамаск, когда иракские курды войдут в Сирию и начнут массово истреблять курдов из местной ветви турецкой РПК, выступающей на стороне Сирийской Арабской Республики, а затем аннексировать их территорию», - утверждает эксперт.
…Ближний Восток «славится» не только бесконечностью проблем, но и крайней запутанностью отношений между странами региона и внешних игроков. На примере Сирии хорошо видно, как может меняться настрой местных и международных сил в зависимости от конъюнктуры. Изначально против Башара Асада ополчились аравийские монархии и Турция, затем – страны Запада. Но Катар из-за чрезмерной амбициозности вызвал гнев Саудовской Аравии, из-за чего в пустынях Сирии начались бои между «своими» террористическими организациями. Хаос в Сирии и непрекращающаяся дестабилизация в Ираке породили ИГИЛ, который очень быстро вышел из-под контроля спонсоров и начал угрожать вчерашним покровителям.
В результате США и Европа стали благосклонно смотреть на сирийский режим, который мог бы помочь в устранении распоясавшихся джихадистов. Вдобавок Запад решил форсировать сближение с Ираном и потому не стал жестко настаивать на силовом отстранении Башара Асада, уповая на его добровольный уход. В то же время стало ясно, что оккупация террористами ИГ востока и северо-востока Сирии – это как минимум очень надолго, а как максимум чревато полным распадом страны по примеру де-факто распавшегося соседнего Ирака. Так что лозунг «Сирия без Асада» впору поменять на «Асад без Сирии». Практика показала, что размежевание страны по этническому и религиозному признаку носит вялотекущий, дестабилизирующий и необратимый характер. Так что, чем бы ни закончилась 4-летняя война в Сирии, ее плодами уже пользуются курды и Израиль. Вчера это было в Ираке – сегодня это уже в Сирии. Ничего принципиально нового…