Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад получил предложение от Турции провести трехсторонние переговоры (включая Египет) по проблеме внутреннего кризиса в Сирии, заявил турецкий премьер-министр Эрдоган. А ведь поначалу предполагался квартет, но Анкара учла очевидное возражение Саудовской Аравии против участия в данном обсуждении представителя Ирана. Собственно формировал группу Египет, который вначале предложил собраться посланникам Ирана, Турции и Саудовской Аравией, но Эр-Рияд остался в стороне от совещания, проведенного в Каире в прошлом месяце.
Отсутствие саудовских дипломатов — это реакция на приглашение представителей шиитского Ирана, основного конкурента царства суннитов за власть и политическое влияние в ближневосточном регионе. Выступая перед журналистами по возвращении в Анкару из Баку, где он провел переговоры с Ахмадинеджадом на саммите Организации экономического сотрудничества, Эрдоган предложил различные варианты для участия в будущих переговорах по Сирии. «Мы предложили трехстороннюю систему. Эта система может включать Турцию, Египет и Иран», — цитирует слова турецкого премьера государственное информационное агентство Anatolia. — Вторая система могла быть такая — Турция, Россия, Иран. Третья — Турция, Египет и Саудовская Аравия».
Высказался по поводу решения сирийского кризиса и президент Исламской республики, который также видит окончание кровопролития в Сирии путем «вмешательства влиятельных стран региона, таких, как Иран и Турция, способных обеспечить проведение свободных выборов». «Йеменский сценарий» передачи власти для Сирии более невозможен, заявил Давутоглу на пресс-конференции со своим йеменским коллегой в Сане. Как помнит уважаемый читатель, в 2011 году президент Йемена Али Абдулла Салех отказался от власти в обмен на иммунитет от судебного преследования. Ранее подобный подход предлагался для разрешения кризиса в Сирии. «Йеменский вариант мог бы сработать в Сирии девять месяцев назад. Но у каждой страны есть свои особенности и из-за последних событий в Сирии, где власти используют артиллерию и военно-воздушные силы для подавления выступлений, возможность найти компромиссные решения, подобные тому, что были в Йемене, уменьшилась», — сказал Давутоглу.
Турецкое руководство, возможно по инерции, продолжает усиливать конфронтацию с Сирией — и это заявление Давутоглу только подтверждает тенденцию. Политики очень не любят однозначных заявлений и решений, которые ведут только в одном направлении. Безусловно, всегда можно отыграть назад — но только в том случае, если жесткая риторика носит точечный характер и адресат. Для Турции заявления последних двух месяцев слишком массированы и однозначны, чтобы теперь как-то попытаться их дезавуировать и свернуть на более миролюбивый тон.
Кстати. Для Ирана Сирия — единственный реальный союзник, для Израиля — традиционная головная боль, для Саудовской Аравии — вечный источник неприятностей, поскольку относительно демократична, для России — последний оплот влияния на Средиземном море, для Турции — лакомая добыча, и так далее. Но главное, деконструкция Сирии переформатирует весь Ближний Восток, создав, в итоге, — по мысли «нефтяных шейхов», — новую, прочную конфигурацию их стабильного процветания под американским «зонтиком». После уничтожения Ливии одна только Сирия оставалась арабской страной, не вполне подконтрольной США, зато опасно (по причине правления там алавитского меньшинства) связанной с Ираном, от которого шейхи Залива никогда, — ни при шахе, ни при аятоллах, — не ждали добра.
При этом, однако, в полном развале Сирии никто не заинтересован. Франция, если такой развал случится, рискует потерять «свой» Ливан, который тоже целым не останется. Штаты опасаются получить на двух третях территории нынешней Сирии ничем не сбалансированный эмират салафитов. Что очень быстро спровоцирует новую вспышку в только-только (и с большим трудом) замиренном Ираке, а это ни им, ни их британским партнерам вовсе не нужно. По той простой причине, что Сирия интересует англосаксов, главным образом, как спокойное пространство, по которому можно будет качать иракскую нефть напрямую к Средиземному морю, избавившись от докучливой необходимости в танкерах, Суэцком канале, Ормузском проливе, а также в услугах сложно предсказуемой Турции. Если вдуматься, все совсем не романтично…
Но если с Сирией все более или менее ясно, то ситуация с Турцией, еще месяц назад казавшаяся хрустально прозрачной, сейчас неожиданно помутнела. В течение всего кризиса она была очевидным младшим партнером, имевшим задачу сперва помочь сирийским «повстанцам» всем, чем можно, включая истерику на темы «Ах, какой Асад тиран!», а затем (по крайней мере — так казалось) стать ударным клином в процессе «демократизации» Сирии. И более того, — по крайней мере, так опять же казалось, — Анкара охотно вписалась в сценарий, вдохновленная как возможностью реализовать доктрину «неоосманизма», став лидером суннитского мира, так и получить весьма реальные финансовые преференции от саудовцев.
И вдруг, — сразу после недавнего визита Хиллари Клинтон в Стамбул, — все странным образом меняется. Серьезные экономические эксперты Стамбула и Анкары сейчас негодуют на грани едва ли не истерики. Мало того, что, оказывается, турки не могут рассчитывать на военное вмешательство НАТО, если интервенция вдруг окажется задачей не такой легкой, как казалось, так еще и направления удара они не имеют права определять сами. На Алеппо? Пожалуйста! На Латакию? Сколько угодно. На Дамаск? Если есть силы, никаких возражений. Но вот наводить порядок в курдских районах Сирии, где по факту уже установилась автономия и вполне возможно провозглашение отдельного государства (вечная головная боль Анкары!) им нельзя. Курды — табу. И более того, под запретом хоть какая-то активность в Северном Ираке. То есть, табу и на участие в нефтяных проектах (строить, правда, можно, но это мелочи).
Итак, еще, что называется, Сирия не пала, а Турция, судя по всему, неожиданно для себя, оказалась в тупике. Все привычные конфигурации поплыли, все планы, тщательно разрабатываемые Давутоглу, трещат по швам. Ни о каком «Новом Османском пректе», — то есть, ни о каком соучастии Анкары в делах Ближнего Востока, — речи нет (и явно не будет!). Если ранее Штаты вынуждены были позволять амбициозному Эрдогану считать себя равноправным партнером, идя навстречу ему, когда он, — ради величия Турции! — капризничал, запрещая полеты авиации США над турецкой территорией и наезжая на Израиль, то сейчас пришло иное время. И по сути, турецкому премьеру заявлено примерно следующее: «Мы готовы были платить вам за лояльность очень щедро, даже слегка допуская к пирогу, но вы хотели независимости и полного равноправия с Америкой. Что ж, не вопрос: идите куда хотите, но имейте в виду, что пойдете вы только туда, куда вам позволят, — и теперь уже учитывать ваше особое мнение никто не будет». И тут же очерчен круг направлений, для продвижения запретных — весь арабский мир. Плюс весь Южный Кавказ, ставший ныне зоной «прямых интересов» Вашингтона. Во все прочие стороны продвигаться разрешено. Но, извините, некуда…
Тем паче, что и США, и Франция, и даже Лондон, всегда стоявший на стороне Анкары, дают ей понять, что она, еще вчера такая нужная, не так уж, по сути, и нужна. В Восточном Средиземноморье, еще вчера — зоне ее однозначного влияния, ныне собирается крупная флотская группировка, а турецкий флот никто даже не думает приглашать присоединиться.
Кстати. Называя вещи своими именами, если раньше услугами Турции дорожили и щедро их оплачивали, то сейчас их просто готовы принимать, не гарантируя ничего взамен, а Турция вынуждена их оказывать, потому что не оказать означает проявить нелояльность, и что тогда? И самое интересное, что начинать игру с Россией или (на худой конец) Китаем тоже поздно. Раньше турки могли торговать заинтересованностью в себе Америки, а сегодня такой заинтересованности явно нет, и Турция оказалась самостоятельным игроком, чьи интересы противоречат интересам Европы и самостоятельность которого никому не нужна. К тому же еще до предела обострив отношения с Ираном и рассорившись , с ранее надежным союзником, Израилем.
Это, безусловно, плохо, так как Турция загоняет сама себя в тупиковую ситуацию, из которой выбраться будет сложно даже при очень большом желании — а вот желание как раз пока и не просматривается. В то время как Сирия продолжает борьбу с бандами повстанцев, вокруг нее ситуация принимает все более тревожный характер. Настолько тревожный, что дает основания полагать — развязка не за горами. Сейчас главным провокатором в регионе, безусловно, выступает ближайший сосед Сирии — Турция.
Именно эта страна, путем проведения нехитрой провокации, добилась юридического права на вторжение на территорию Сирии. Однако пока что его не реализовала. И это не смотря на то, что после первого инцидента с попаданием якобы сирийских снарядов на территорию Турции, произошло уже 6 аналогичных случаев. Если основываться на турецкой версии, то получится, будто Асад сам напрашивается на полномасштабный военный ответ Турции, обстреливая ее территорию с периодичностью раз в два дня. Правда, это звучит нелепо? Особенно, принимая во внимание осторожность, являющуюся отличительной чертой сирийского президента. Поэтому, если следовать логике, то все обстрелы с территории Сирии являются чередой провокаций, призванных поддерживать градус напряженности в регионе. В очередной раз Эрдоган вынужден был признать, что не способен на прямую агрессию против Сирии — причин этому много, однако конечный вывод именно таков. Уже поэтому продолжать предоставлять свою территорию международным бандам террористов — не просто неумная, а совершенно губительная для Турции политика. Неудивительно, что военные плетут заговоры и готовят перевороты — ужасный конец, как известно из Маркса, лучше бесконечного ужаса.
Политика Эрдогана-Гюля и примкнувшего к ним Давутоглу (хотя кто к кому примкнул — еще большой вопрос) носит какой-то половинчатый характер — неразрешимый курдский вопрос продолжает усугубляться. Если ранее Турция совместно с Ираном сохраняла вполне сбалансированный статус-кво по этой проблеме, ухудшение отношений с Ираном начинает усугублять её. Побитые с Сирией горшки добавляют проблем с курдами уже с её стороны. Наличие на территории Турции малоподконтрольных лагерей по подготовке боевиков и их довольно вольготные перемещения в приграничных провинциях — еще одна головная боль. Почти 100 тысяч беженцев из Сирии — третья серьёзная проблема.
Все эти проблемы, казалось бы, могут разрешиться, решись Эрдоган на логичный шаг — победоносную войну с Сирией, которая приведет к миру на условиях победителя. Тогда жертвы Турции на нынешнем этапе по крайней мере будут оправданы — однако воевать Эрдоган не решается и не рискует. В чем смысл тогда продолжать политику усугубления обстановки — трудно понять. Главное — Эрдогану нечего предъявить военным. Он не может нарисовать им перспективу, которая оправдала бы сегодняшние нешуточные трудности.
Уже поэтому последние жалкие оправдания Эрдогана выглядят совершенно блёкло. Непонятно, в чем смысл всей стратегии турецких исламистов, если они совершенно не готовы на решительные действия. Для тех, кто внимательно наблюдает за событиями вопрос о том, станет ли Сирия объектом иностранного военного вмешательства не стоит. Главный вопрос в том-когда это случится. А пока что давайте взглянем на то, что происходило вокруг Сирии в последние недели:
P Турция усилила морскую и сухопутную группировку у границы с Сирией. Учения турецких бронетанковых соединений прошли в 10 км от сирийской границы. Премьер Турции Эрдоган не устает громогласно заявлять о готовности нанести удар по Сирии в ответ на малейшую провокацию.
P В Израиле на днях стартуют широкомасштабные совместно с США учения ПВО. В них примет участие более 4000 военнослужащих. Параллельно с этим здесь же пройдут крупные учения тыловых служб. На них будут отрабатываться действия по устранению последствий сильного землетрясения, повлекшего гибель тысяч людей и разрушение зданий и инфраструктуры.
P В Иордании строится новый лагерь для сирийских беженцев. А ведь уже размещено более 200 тысяч беженцев из Сирии. В эту же страну было также срочно переброшено несколько сотен британских военнослужащих и полторы сотни американских.
Так что, вляпалась Турция и на этот раз … со своей программой «Ноль проблем с соседями»…
Дм. МАРТИРОСЯН iravunk.com