Турция, похоже, серьезно обиделась на Россию в связи с ее позицией по поводу геноцида армян: недружественные заявления, в том числе касающиеся Крыма, следуют одно за другим. Действительно ли в отношениях двух стран наступает охлаждение, и сможет ли это повлиять на принципиальный для России проект «Турецкий поток»? Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в четверг заявил о том, что неофициальная турецкая делегация, побывавшая в Крыму, нашла признаки нарушений прав человека. «В особенности на крымских татар продолжает оказываться давление», – заявил Чавушоглу. По словам министра иностранных дел, упомянутая им неофициальная делегация состояла из двух групп. «Одна группа встречалась с нынешним де-факто руководством Крыма (таким образом Турция подчеркивает, что не признает легитимность крымских властей – прим. ВЗГЛЯД), другая смешалась с населением и уже среди народа изучала ситуацию. Коротко они нам рассказали о впечатлениях. Отчет мы обнародуем позже», – пообещал министр на итоговой пресс-конференции саммита глав МИД НАТО, проходящего в турецком городе Белек близ Антальи. Выводы, сделанные Чавушоглу, выглядят странно, учитывая заявления самих членов турецкой делегации, побывавшей в Крыму. 29 апреля глава делегации Мехмет Ускюль, прибывший в республику с трехдневным визитом, заявил, что остался доволен положением крымских татар на полуострове. «За два дня, которые наша делегация уже здесь находится, мы встречались с крымским правительством, представителями общественности, посетили места компактного проживания крымских татар, – цитировало главу делегации РИА «Новости». – То, что я вижу сегодня, меня успокаивает, я безумно благодарен крымской стороне за гостеприимство и, в свою очередь, приглашаю их посетить Турцию с ответным визитом».
«Незаконное присоединение Крыма»
Еще более резкие заявления прозвучали из уст турецких руководителей накануне. «Незаконное присоединение Крыма не может быть признано никоим образом», – выступая на заседании глав МИД НАТО, объявил премьер-министр страны Ахмет Давутоглу. Как сообщает РИА «Новости», турецкий премьер также призвал поддержать Украину, «чтобы она смогла лучше обеспечить безопасность собственного народа». «Протягивая руку Украине, нам не нужно забывать страдания народа Крыма… Сохранение контактов с крымскими татарами и предупреждение их изоляции является ключевым в этом отношении», – заявил Давутоглу, выступление которого транслировалось на сайте НАТО. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, в свою очередь, заявил, выступая на той же встрече, что действия России в отношении Украины, Крыма и Грузии нельзя считать правомерными.
Грузии посулили место в НАТО
Грузинская тема звучала в выступлении главы турецкого МИДа и на следующий день. Чавушоглу заявил, что Турция выступает за вступление Грузии в НАТО. «У нас сейчас четыре страны-кандидата. Это Черногория, Босния и Герцеговина, Македония и Грузия. И мы хотим, чтобы саммит 2016 года имел своей целью расширение (альянса)», – подчеркнул Чавушоглу. Отметим, в данном вопросе Анкара «бежит впереди паровоза». Генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, встречаясь 11 мая в Брюсселе с грузинским президентом Георгием Маргвелашвили, хотя и отметил, что «Грузия становится ближе к НАТО», но каких-либо конкретных сроков возможного вступления этой страны в альянс не назвал. Генсек НАТО не говорил о расширении альянса и на встрече министров в Анталье. Он, впрочем, признал, что «НАТО расширило свое военное присутствие в восточной части альянса, включая балтийский регион». Это усиление Столтенберг именует реакцией на «действия России на Украине» и называет мерами, которые носят «чисто оборонительный характер». «Наши действия пропорциональны и полностью соответствуют нашим международным обязательствам», – уверяет генеральный секретарь альянса.
«В такой теме идти на компромисс невозможно»
Очевидно, что антироссийские заявления Анкары, в том числе с упоминанием «неправильной» политики Москвы в Крыму и на Украине, последовали за визитом президента России Владимира Путина в Ереван на мероприятия, посвященные 100-летней годовщине геноцида армян. Напомним, что 24 апреля Путин посетил мемориал Цицернакаберд, созданный в память о трагедии 1915 года, и заявил, что произошедшему нет и не может быть оправдания. Турция, для которой вопрос о признании и непризнании геноцида – максимально болезненная тема, отреагировала моментально. «Несмотря на все наши предупреждения и призывы, президент России Путин расценил события 1915 года как геноцид. Мы это не приемлем и осуждаем», – выступил с заявлением МИД страны. «На этот счет был разговор между лидерами наших двух стран, Реджепу Тайипу Эрдогану хорошо известно о планах Путина поехать в Армению, также хорошо известно, что наша страна будет представлена на весьма высоком уровне 24 апреля в Турции», – пояснил тогда журналистам помощник президента Юрий Ушаков. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков отметил, что Россия ценит отношения с Турцией и не считает, что участие президента Владимира Путина в мероприятиях в Армении скажется на этих отношениях негативно. Однако уже три дня спустя президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган «вспомнил» о Крыме. Турецкий лидер заявил, что Россия должна отчитаться за свои действия в Крыму и на Украине перед тем, как осуждать массовое убийство армян османами в 1915 году. 8 мая турецкая газета Milliyet сообщила, что президент Эрдоган на встрече с турецкими историками не исключил возможности отзыва посла из Москвы в связи с позицией России по геноциду армян – во всяком случае так утверждал присутствовавший на встрече историк Мустафа Армаган. Он передал слова турецкого лидера следующим образом: «Президент сказал, что обсуждал этот вопрос с Путиным по телефону и заявил ему, что он огорчен. По его словам, наши отношения с Москвой хорошие, они с президентом России друг друга понимают, но в такой теме идти на компромисс для нас невозможно. Эрдоган подчеркнул, что если будет нужно, то Турция может отозвать посла из России и понизить уровень дипломатических отношений до генконсула или временного поверенного».
На пути «Турецкого потока»
Ухудшение отношений Анкары и Москвы (во всяком случае, на уровне риторики) вступает в разительное противоречие с продолжающимся и углубляющимся экономическим сотрудничеством двух стран – в первую очередь в энергетической сфере. В четверг правительство России утвердило обновленную схему трубопроводов, в которую входит, в том числе, «Турецкий поток». Ранее, 9 мая, итальянская компания Saipem, подрядчик строительства газопровода, сообщила о том, что Газпром распорядился начать работы по строительству «Турецкого потока». Ранее в ходе переговоров между главой Газпрома Алексеем Миллером и министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом была достигнута договоренность о вводе в эксплуатацию газопровода уже в декабре 2016 года. Предполагается, что тогда же газ по первой нитке газопровода в объеме 15,75 млрд кубометров пойдет на турецкий рынок. Как ранее пояснила газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных отношений Юлия Кудряшова, «Турецкий поток» очень выгоден для самой Турции, потому что для «Южного потока» она была лишь транзитным государством, а сейчас фактически будет складировать этот газ в своих газохранилищах и претендовать на то, чтобы смешивать его с газом из газопровода TANAP (совместный с Азербайджаном проект)». Выгода России также очевидна – если проект «Турецкий поток» станет реальностью, то вопрос о рисках, связанных с транзитом газа европейским потребителям через Украину, потеряет актуальность. Напомним также, что месяц назад глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что срыв предыдущего «обходного» проекта, «Южного потока», преследовал одну цель – сохранить транзит газа через Украину в Европу. «Если кто-то думает, что, блокируя и «Турецкий поток», они добьются той цели, которую кто-то ставит, – это глубочайшая ошибка», – заявил тогда Миллер. Реализация этого проекта (напомним, мощность нового трубопровода должна составить 63 млрд кубометров) явно беспокоит Соединенные Штаты. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, специальный посланник Госдепа по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн, будучи на днях в Афинах, признался грекам, что Америка не хочет прокладки по их земле трубопровода с российским газом. Как известно, из общего объема 63 млрд кубометров топлива около 50 млрд кубов планируется поставлять на газовый хаб на турецко-греческой границе. «Конечно, США не хотят этого трубопровода, что честно и прямо мне объяснил Хокстайн во время нашей недавней встречи», – признался профильный министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис. Напомним, что проект транзита российского газа европейским потребителям через Турцию и греческий хаб стал возможен благодаря договоренности, достигнутой в декабре прошлого года президентами Путиным и Эрдоганом.
Отношениями жертвовать не будут
Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов убежден, что говорить о каком-то похолодании российско-турецких отношений не приходится. По его словам, в стране сложилось серьезное пророссийское лобби, которое «при любом изменении режима не пожертвует российско-турецкими отношениями». «Лидеры, которые делают подобные заявления, не имеют политической перспективы. Это уходящие фигуры. Благополучие Турции сейчас зависит от России. Именно Владимир Путин может сохранить стабильность режима Эрдогана, который может проиграть парламентские выборы. Турция находится в геополитической дестабилизации. Там курдский вопрос, тут сирийский вопрос, иракский… Они в окружении врагов. А Чавушоглу хочет, чтобы еще и Россия стала врагом? Это у него не получится», – сказал Тарасов газете ВЗГЛЯД. Он убежден, что глава турецкого МИДа сделал конъюнктурные заявления. Тарасов предположил, что подобной риторике предшествовало несколько событий. Прежде всего это саммит НАТО в Анталье, а также визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи. В связи с этим в «Анкаре поняли, что большие державы ведут игру мимо них». «На переговорах в Сочи речь шла не только об Украине, но и Йемене, Ираке, Сирии. А в этих процессах Турция имеет непосредственное участие. Турция в свое время хотела осуществить вторжение в Сирию, но ей этого не позволили. Турецкая дипломатия оказалась в тупике. А в июне парламентские выборы. Отсюда такие противоречивые заявления», – полагает эксперт. Более того, политолог уверен, что антироссийские заявления Чавушоглу свидетельствуют о закате его карьеры. Он напомнил, что Турция не стала присоединяться к западным санкциям против России. «Многие турки очень довольны, что Крым перешел в подданство России. Когда крымско-татарская диаспора Турции услышала, что заигрывание Меджлиса крымско-татарского народа с Киевом завершилось крахом, у них появилось желание вернуться в Крым. Этой возможностью могут воспользоваться до шести миллионов человек. Именно в Крыму они будут этнически считаться крымскими татарами, а в Турции они турки», – рассказал он.
Турция отвлекает внимание Запада
Резкая критика турецких властей по отношению к России связана со встречей министров иностранных дел НАТО в Анталье, считает старший научный сотрудник Центра Евроатлантической безопасности Института международных отношений Юлия Кудряшова. «Учитывая, что туда приезжал Джон Керри и шли переговоры с представителями турецких властей, Турции нужно было каким-то образом политически присоединиться к НАТО», – заявила она газете ВЗГЛЯД. Напомним, переговоры глав внешнеполитических ведомств членов альянса начались 13 мая, главной темой обсуждения стала политика в отношении России в связи с ситуацией на Украине. Собеседница отметила, что президент Турции также отказался приезжать в Россию на парад Победы. «Какой-то повод все равно Эрдогану надо было найти, чтобы не приезжать на этот парад. Ведь к Турции и так звучали претензии со стороны западных стран, что она не присоединилась к санкциям, продолжает развивать экономические проекты, например, «Турецкий поток», – отметила эксперт. – Для того чтобы отвлечь внимание западных стран, оградить себя от их критики за экономические отношения с Россией, Турции нужна некая завеса, что политически Турция с Западом, что она поддерживает основные установки стран НАТО, что она политически не поддерживает Россию, осуждает ее за крымские события и события на Украине». Чтобы политически критиковать Россию, опять-таки нужен повод. «Поэтому Эрдоган очень зацепился за высказывания Путина по поводу геноцида армян и нашел для себя удобное прикрытие, чтобы осуждать Россию», – пояснила собеседница. «При этом Турция ни за что не откажется от экономических интересов в России. Она очень прагматична и понимает, что санкции – это для нее шанс», – подчеркнула эксперт.