Самый засекреченный человек в СССР... Несколько лет назад я познакомилась с супружеской парой из города Сарова (Арзамас 16). Почему-то они сразу узнали во мне армянку и сказали, что в их городе жил армянин, учёный уровня Келдыша, Курчатова и Королёва, которого все боготворили и до сих пор помнят. На вопрос: Кто это? назвали, но я пожала плечами, впервые слышала такую фамилию... 
Давно хотела эту статью поместить. Написал его мой старший друг, ветеран войны, Георгий Самвелович Арутюнян. Он ушёл из жизни в 87-летнем возрасте, так и не успев увидеть свою книгу о известных армянах.
Но в память о Георгии Самвеловиче, немного подсократив, предлагаю её вашему вниманию.
* * *
Некролог о кончине Самвела Георгиевича Кочарянца, напечатанный в «Деловом мире» от 14 августа 1993 г., начинается с предложения: «Титаны покидают нас, к сожалению, неожиданно. Трагедия Арзамаса-16. Скорбные дни в Федеральном ядерном центре России. Ушел из жизни выдающийся конструктор ХХ века».
Казалось бы, вся Россия и вся Армения должны были скорбеть по Самвелу Григорьевичу, но из-за его «сверхзасекреченности» многие не знали, что среди нас был ученый такой величины, и что умер он на 85-м году жизни. Главный конструктор атомного и водородного оружия, один из создателей «ракетно-ядерного щита» страны и межконтинентальной ракеты Самвела Григорьевича Кочарянца. Из-за его сверхсекретности он не вошел в «эпоху трех К» (Курчатов, Келдыш, Королев).
Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий С.Г. Кочарянц лишь однажды в жизни надел все свои награды – он поехал в Ереван, свой родной Гавар. И когда он снял плащ, все ахнули – никто в Армении и не подозревал, что их земляк стал столь заслуженным человеком!
Журнал «Огонек» в своем сентябрьском номере за 1993 год поместил некролог под заголовком – «”Тайная” смерть великого конструктора». «Не стало одного из самых “сверхсекретных” людей ХХ века – Самвела Григорьевича Кочарянца. Эту фамилию слышали физики и ракетчики, высшие руководители государства и сотрудники ЦРУ, но мало кто знал, где он живет, о чем думает, где бывает. В его паспорте значилось, что он житель Москвы, но адрес дома был фальшивый – ни улицы, ни дома реально не существовало. Правда, в паспорте стояла специальная отметка, и в каждом отделении милиции хозяину паспорта надлежало оказывать полное содействие и высочайшее уважение». 
Осенью 1985 г. по приглашению Католикоса всех армян Вазгена Первого, Кочарянц С.Г. был личным гостем Верховного Главы Армянской Апостольской Церкви. Сердечная и радушная беседа происходила в резиденции Католикоса в св. Эчмиадзине.
Вазген Первый подарил ученому свой портрет и свой платок с надписью «В.П.». Самвел Григорьевич бережно хранил подарки как святыню, а портрет патриарха армянского народа постоянно висел на стене над головой ученого. Вазген I подарил также филигранную гравюру армянского алфавита, которая висит на стене его кабинета. По его словам, он как бы ежедневно получал благословение от своего духовного вождя – «творить и служить во благо Родины».
* * *
Еще не полностью открыта завеса «секретности» одного из крупнейших атомщиков-ядерщиков СССР, феномена Самвела Кочарянца. О нем еще будут публиковать статьи и очерки, писать книги, снимать документальное кино, посвящать полосы газет и журналов. О Кочарянце следовало бы написать не очерк, а книгу из серии «Жизнь замечательных людей».

Георгий Арутюнян, участник ВОВ, член Союза журналистов СССР, кандидат философских наук.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.