В конце апреля арабский мир был встревожен сообщением из Эр-Рияда: король Салман, находящийся на престоле чуть более 3 месяцев, подписал несколько указов по кадровым назначениям. Всё бы ничего, но востоковеды говорят, что новый монарх одним росчерком пера нарушил почти вековой хрупкий баланс власти в Саудовской Аравии. Так это или нет, попробуем разобраться на основе публикаций экспертов.
29 апреля король Салман ибн Абдель Азиз ас-Сауд назначил новым наследным принцем своего племянника – 55-летнего Мухаммеда ибн Найефа, пишет «Лента» со ссылкой на катарский телеканал Al Jazeera. Ранее наследником престола был сводный брат главы государства – Мукрин бин Абдель Азиз ас-Сауд, занимавший пост заместителя главы Совета министров.
«Впервые в Саудовской Аравии не сын, а внук основателя государства становится наследным принцем», - уточнил телеканал. Сын короля Мухаммед стал заместителем наследного принца. Перестановки коснулись и кабинета министров. Король освободил от должности главу МИД Сауда аль-Фейсала, занимавшего этот пост в течение 40 лет. «Он попросил об отставке, сославшись на проблемы со здоровьем», - приводит Al Jazeera выдержку из королевского декрета. Новым министром иностранных дел королевства стал Адель аль-Джубейр, который раньше был послом в США.
«Той Саудовской Аравии, которую мы знали раньше, больше нет. В королевстве произошли изменения, которые серьезно повлияют не только на внутреннюю политику, но и на внешнюю», - заявил исполнительный директор Арабского центра в Вашингтоне Халил Джашан. Основная мысль в комментариях арабистов – король Салман допустил чрезмерный перекос в пользу одного из трех главных кланов– ас-Судейри, что не может не вызвать гнев двух других группировок: ас-Сунайян и аль-Джилюви.
«Каждый из них (кланов) имеет собственные «вотчины» - определенные министерства или провинции. Например, представители клана ас-Сунайян – принцы Турки и Сауд – долгое время возглавляли Службу общей разведки и МИД королевства. В свою очередь, клан аль-Джилюви фактически контролируют Восточную провинцию – ключевой нефтеносный регион, - пишет «Военное обозрение». – Перестановки, произведенные королем Салманом, нарушают этот хрупкий баланс, перераспределяя важнейшие полномочия в пользу одного-единственного клана – ас-Судайри. Его костяк составляют сыновья Аль Сауда от брака с Хассой Ас-Судайри, включая самого Салмана».
Издание поясняет, что от власти отодвигаются представители других кланов. Например, Салман отправил в отставку главу внешнеполитического ведомства Сауда аль-Фейсала, который считается главой клана ас-Сунайян. Автор публикации считает эти перестановки переворотом, т.к. король отказывается от «лестничного принципа» престолонаследия – от старшего брата к младшему – в условиях, когда еще живы сыновья основателя Саудовской Аравии – Абдель Азиза ас-Сауда.
«Однако инициаторы переворота, видимо, уверены в своих силах и предпочитают действовать максимально жестко. Это видно по событиям в Йемене. «Маленькая, но победоносная война» была нужна клану Ас-Судайри как воздух. Создать в саудовском обществе воинственный настрой, провести победоносную кампанию и увенчать лаврами ее полководцев – такова подоплека операции «Буря решимости», начавшейся в конце марта. Неудивительно, что руководителями военной кампании стали оба наследника, старший из которых возглавляет МВД, а младший – министерство обороны», - поясняет далее «Военное обозрение».
Между тем, «Новое восточное обозрение» предполагает, что одной из причин резких перестановок стали социально-экономические проблемы, с которыми сталкивается Саудовская Аравия. В первую очередь это вызвано падением цен на нефть. «Хотя Аравия увеличила объемы добычи нефти до максимального уровня за все последние годы, резкое снижение котировок нанесло Эр-Рияду убытков на десятки миллиардов долларов и национальная экономика не имеет средств, чтобы компенсировать столь значительную сумму, - говорится в публикации. – Официальные лица Саудовской Аравии открыто заявили о дефиците бюджета в размере 38 млрд. долларов. В связи с этим в стране увеличилось и без того значительное количество безработных граждан и тех, кто проживает за чертой бедности».
По мнению автора статьи, обновленному составу руководства придется решать целый ряд сложных проблем и внутри страны, и за ее пределами. Кратко перечислим их:
- отказаться от дальнейшего разжигания конфликтов в Сирии и Ираке
- прекратить военную операцию против Йемена, не потеряв лицо перед арабскими союзниками
- спасти Египет от коллапса
- наладить нормальные отношения с аравийскими монархиями и в первую очередь с Катаром
- найти пути для начала диалога с Ираном
- выработать новый формат партнерства с США
- найти взаимопонимание с Россией.
Внутри страны необходимо сохранить стабильность, особенно в шиитских районах, где растет недовольство операцией против Йемена. «И, конечно же, настало время для прекращения игры на понижение стоимости нефти на мировом рынке: резкое снижение нефтяных котировок нанесло Эр-Рияду убытков на десятки миллиардов долларов. Национальная экономика не имеет средств, чтобы компенсировать столь значительную сумму и закрыть «дыру» дефицита госбюджета в размере 38 млрд. долларов. В связи с этим в стране увеличилось и без того значительное количество безработных граждан и тех, кто проживает за чертой бедности. Расширение далее социальной пропасти становится критичным», - пишет издание.
Однако в экспертном сообществе считают, что главным внешнеполитическим вызовом для Саудовской Аравии остается растущее влияние Ирана и готовность международных посредников добиться соглашения по его ядерной программе. Это, в свою очередь, дает основания наблюдателям говорить о том, что «джинн будет выпущен из бутылки», то есть уже ничто не помешает Исламской Республике обзавестись ядерным оружием даже в условиях жесткого международного контроля.
«В Саудовской Аравии слышны призывы также начать разработку ядерной программы, подобно Ирану. Еще две крупные ближневосточные страны – Турция и Египет – могут также посчитать необходимым последовать примеру Ирана, предупреждают западные и арабские политики», - пишут «Вести-Финансы».
В Эр-Рияде сомневаются в том, что заключение соглашения, ограничивающего ядерную программу Тегерана, помешает Ирану стать ядерной державой, после того как ограничения на количество центрифуг и запасов урана истекут через 10 лет. «Мы предпочитаем, чтобы наш регион был свободным от ядерного оружия. Но если Иран делает это, то ничто не может помешать нам делать то же самое, даже международное сообщество», – заявил Абдулла Аль-Аскар, бывший председатель комитета по иностранным делам Совета Шуры (парламента) Саудовской Аравии.
Между тем, автор этих строк слышал подобные слова и из уст бывшего руководителя израильской спецслужбы «Натив» Якова Кедми, который приезжал в Кишинев в начале марта. По словам эксперта, международное соглашение не может служить непреодолимым препятствием для Ирана в деле создания ядерного оружия, и соперники Тегерана это понимают. «Как только Иран заполучит атомное оружие, его примеру немедленно последуют Саудовская Аравия, Турция и Египет», - сказал Кедми.
Саудовская Аравия обречена на долгосрочное противостояние с Ираном, и оно продлится столько, сколько будут существовать сами эти государства. Но пока что эксперты предрекают большие проблемы и туманное будущее именно саудовскому королевству, и важной вехой на пути его ослабления, по сути, является война в соседнем Йемене…