Огненное море, на котором ветер рисует алые волны — поистине невероятной красоты зрелище. В разные времена у различных народов этот простой, и в тоже время роскошный цветок был многогранным символом, который мог трактоваться по-разному в зависимости от обстоятельств — но чаще он всё же оставался двойственным, как и всё сущее во Вселенной.

О нём слагались мифы и легенды, его применяли в медицине и посвящали богам. «Слепой удар» и «слабая голова» — это тоже о маке, чей концентрированный запах вызывает мигрень, а цвет лепестков (особенно на солнце) застилает глаза. Однако мак, несмотря на стереотип «аленького цветочка», не обязательно красный — есть розовые, жёлтые, оранжевые, белые маки, а самый удивительный — синий — растёт в Гималаях.

Сегодня мак чаще всего ассоциируется с безграничной свободой, «свежим» настроением и бьющим через край оптимизмом — во многом благодаря различным печатным изданиям, часто публикующим фото жизнерадостных людей с охапкой красных цветов или в прыжке над маковой поляной — с заголовками вроде «Наконец-то в отпуск!», «Гармония души и тела» и так далее. А вот что думали о гипнотической красоте мака древние: 

 

Египет 
Для египтян мак служил символом женской красоты, молодости и очарования. Местность под Фивами была устелена красными коврами цветов — крестьяне возделывали вид мака Рараver somniferum, который культивируется и в наши дни. Если высшие сословия и догадывались о наркотических свойствах макового сока, то простые люди использовали его как болеутоляющее лечебное снадобье. А ещё «маковым молоком» успокаивали плачущих детей, и давали пить маковую воду больным — чтобы воспалительные заболевания легче протекали во сне. Красота маков даже сделала их атрибутом египетских захоронений, и сегодня их находят в гробницах Позднего Царства. 


Античность 
Пожалуй, Эллада и Древний Рим были одними из наибольших почитателей маков. Как это принято в космогонической мифологии, легенд о происхождении цветка было сразу несколько. По одной из них, бог Сна воткнул в землю свой жезл, который пустил корни и превратился в красный цветок, навевающий сон. Другой миф рассказывает, что, узнав о смерти Адониса, богиня Венера долго и безутешно плакала — и каждая её слезинка, падающая на землю, расцветала маком. С тех пор лепестки этих цветов опадают так же легко, как слезы. А ещё одна легенда повествует о том, что мак сотворил юный бог сна Гипнос, чтобы утешить Деметру. После того, как Аид похитил её дочерь Персефону и увёл её в своё подземное царство, Богиня была в отчаянии и перестала заботиться о природе и растущих хлебах — тогда Гипнос напоил её маковым отваром, и она успокоилась. С тех пор богиню земли изображали с маком в руке, а её статуи украшали венками из алых цветов и хлебных колосьев. Часто Деметру (Цереру) ещё называли Меконой (от греческого mecon, makon — мак). Мак иногда появлялся и в описаниях самой Деметры — согласно мифу, её ежегодный уход в загробный мир заставлял Деметру печалиться — и наступала осень, а вместе с тем природа засыпала и на землю опускался покой.


Впоследствии мак стал эмблемой Гипноса — его представляли крылатым юношей с маковым венком, летающим на землёй, разливающим снотворный напиток и смыкающим веки смертных своим жезлом. Его силе не могли противится ни люди, ни боги — ни даже Громовержец-Зевс. Его брат, бог смерти Танатос, тоже носил маковый венок — разница была лишь в том, что его одеяния и крылья были чёрными, а навеваемый сон — более глубоким. Маки росли и в царстве сна Морфея.


В то же время, мак считался символом плодородия из-за большой всхожести его семян. Цветок посвящался всем лунным и ночным божествам, обобщённому понятию Великой Матери. Маковые головки возлагали у статуи богини супружества и плодородия Геры (Юноны), а цветами украшали её храм на острове Самос. Одежду молодожёнов оплетали маками, чтобы боги подарили им детей. Так же эллины верили, что маковые зёрна придают спортсменам силу и здоровье — поэтому их кормили «амброзией» из мёда, вина и семян.


В классической литературе эти цветы появлялись не раз — к примеру, Гомер сравнивал недолговечный маковый цвет с погибшими на поле боя воинами. Однако эти цветы в то же время считались неким напоминанием о «цикличности» Вселенной, и несли обещание новой жизни (греки верили в - метемпсихоз, или реинкарнацию). 

О лечебных свойствах растения так же писали Вергилий, Гиппократ, Диоскорид, Плиний, «отец ботаники» Теофраст — суть их трактатов сводилась к общеизвестному факту: то, что полезно в небольших дозах, в неумеренных может быть губительно.

 

 

Восток 
В персидской культуре алый цветок считался символом радости и вечной любви, а дикий полевой мак намекал на желание тайной интимной связи. Буддисты верили, что мак расцвёл после того, как ресницы засыпающего Будды коснулись земли. В Китае мак ассоциировался с красотой, успехом, отдыхом и отстраненностью от суеты. Позже он так же стал эмблемой публичных домов и доступных женщин. А после «опиумной войны» первой половины 19 века, в которой Поднебесная проиграла Англии право на запрет ввоза опиума, курение макового наркотика стало столь массовым явлением, что цветок начал ассоциироваться с распадом и злом вообще.

 

 

 

Средние века 
Христианство в своих мрачных и кровожадных традициях провозгласило мак символом приближения Страшного суда, напоминанием о страданиях Христа, а так же цветком невежества и безразличия. Маками украшались церкви в день Сошествия Святого Духа — «цветы ангелов» несли во время процессии маленькие дети, одетые херувимчиками, и рассыпали алые лепестки — следом полагалось шествовать священнику со Святыми дарами. В 16 веке мир увидел трактат «Сок маковых семян» врача и ботаника Якоба Теодоруса — учёный предупреждал об опасности чрезмерного употребления семян растения и его производных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новое время 
Существовало поверье, что на полях сражений растёт так много красных маков не случайно — якобы это кровь погибших солдат. Особенно правдоподобно это выглядело после Первой мировой войны во Фландрии, когда после захоронения убитых поля неожиланно заалели. Но всё объясняется довольно рационально: в состоянии покоя маковые семена могут лежать очень долго, и не обязательно всходить — но если если землю перекопать, цветы «оживают». Кроме того, впоследствии на таких полях ничего не выращивают и не пасут скот — поэтому плодородные маки быстро бытесняют отсюда другие растения. Это подтолкнуло нескольких поэтов написать облетевшие весь мир стихи, прочно связавшие в сознании людей мак и пролитую кровь. Так, канадский военный врач Джон Маккрей в 1915 году написал:

 

 

 

 

 

 

Всюду маки свечами печали горят 
На войной опалённых фландрийских полях, 
Между мрачных крестов, что рядами стоят, 
В тех местах, где недавно закопан наш прах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ангельские цветы.
Не знаю краше ангельских цветов,
Которые зовутся красным маком ...
Нежнее не встречала лепестков -
Блестящих, как покрытых лаком.
Их пурпурные нежные головки
Над полем ,словно маленькие флаги,
От ветра уклоняются так ловко
И грациозно, но полны отваги.
Созреют и рассыплют семена,
Предскажут будущее и судьбу расскажут,
И заглянув в другие времена ,
Нас тайну сохранить о том обяжут.
Секрет я маков в детстве разгадала,
Когда по полю за цыганами брела,
Картины краше в жизни не видала,
С тех пор я силу маков обрела.

 

 

 

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.