104-летний Борис Симонян окончил Бакинское пехотное училище, ушел на фронт в феврале 1942 года, участвовал в освобождении Румынии, Будапешта и Болгарии.

Для него война началась в кузове грузовика-полуторки, когда он ехал из азербайджанской сельской школы, где работал учителем, в Геокчай по служебным делам. Проезжая мимо городской площади, он увидел самого Вячеслава Молотова, который лично объявил местным жителям о начале войны и мобилизации. Вскоре и Борис Симонян отправился на фронт — вместо ЗАГСа.
— Я слишком поздно решил жениться, постоянно откладывал, и наконец мы с моей подругой решили пойти в ЗАГС в 1941 году. Но вместо свадебных торжеств в наш дом пришла война, слезы, страдания и смерти, — вспоминает ветеран.
Самое сложное на войне, говорит он, — это хоронить погибших товарищей. Смерти однополчан Борис Симонян переживал очень тяжело, но потом, говорит, привык «перешагивать через трупы». Хоронили братьев по оружию там же, у фронтовой. Борис Симонян лично сколачивал деревянные кресты с именами убитых друзей.
На счету ветерана медаль «За боевые заслуги» и несколько других ценных наград, но больше всего Симонян гордится Орденом Красной Звезды — это его первый знак отличия.
— Я тогда работал командиром комендантского взвода, но зачастую штабные тоже шли в бой. Первую награду я получил за ранение, которое получил на поле боя, но, несмотря на него, не оставил позиций и продолжал воевать как мог, — рассказывает он.
С журналистами LifeNews ветеран поделился и самым горьким опытом военных лет. Настоящей трагедией для него стал случай, когда Борис Симонян хотел уберечь ребенка от бомбежки, но не сумел — немцы бомбили поселок у переправы с авиации.
— Я решил лечь в лунку, которая осталась от снаряда с прошлой бомбежки, и вижу мальчика Ваню, который заметался, услышав свисты пуль и жуткий грохот. Тогда я его схватил за шиворот, уложил в найденное мной убежище и накрыл своим телом сверху. Минут через пять рядом с нами разорвалась бомба, нас засыпало землей. Когда все стихло, я встал сам, но до Вани не смог докричаться. Позже я увидел кровь на руках — оказалось, что осколок бомбы вошел в землю рядом с нами и ранил его снизу. Насмерть, — вспоминает ветеран.
Несмотря на все тяготы войны и ранения, Борис Симонян в свои 104 года прекрасно себя чувствует, выглядит и ведет активный образ жизни. К слову, секрет его долголетия оказался не таким уж хитрым.
— Главное — не издеваться над организмом, не переедать, не перепивать, во всем знать меру и не завидовать. Нужно желать всем удачи и воспринимать чужие победы как свои, — поделился Симонян.
Вместе с тем, по словам ветерана, на войне он не только терял, но приобретал. Так, например, свадьба, несостоявшаяся в 1941-м, отгуляла положенные три дня немного позднее, и со своей супругой Борис Симонян прожил всю жизнь. А в числе гостей были немногочисленные, но самые преданные фронтовые друзья.


