Лицо любой современной нации и государства – общественные туалеты, от числа и стиля которых во многом зависит международный имидж и авторитет общества и правящей элиты. Во многих странах Европейского Союза, несмотря на экономический кризис, муниципальные власти отказались от платы за пользование туалетов.
После многих лет сомнений, размышлений и переживаний, а также консультаций, городские власти Еревана приступили, наконец-то, к созданию общественных туалетов на территории города. Вместе с тем, в Нагорно-карабахской республике сложилась принципиальная позиция не только властей, но и гражданского общества по вопросу о создании общественных туалетов. Например, один видный степанакертский политический деятель категорически заявил, что в Степанакерте вообще не нужны туалеты. Что под этим подразумевается, ни выяснить, ни понять не удалось, видимо, вопрос о туалетах в НКР - совершенно сакраментальная категория, и пришельцу этого не понять, как и намерения карабахского руководства.
Большой начальник, возглавляющий туризм в НКР, утверждает и надеется на скорое и бурное развитие туризма, но, как представляется ему этом, при полном отсутствии общественных туалетов.
В последнее время в НКР происходит развитие социальной и развлекательной инфраструктуры, в том числе, например, активно строятся плавательные бассейны, пользующиеся популярностью, несмотря на весьма высокую входную плату. Но с туалетами дело не двигается. Возможно, было бы целесообразным создание специального фонда для этих целей, исходя из отчислений от платы за пользование бассейнами, казино и ресторанами, а также от доходов от туризма.
Было бы хорошо к 25-летию основания НКР создать в Степанакерте, по крайней мере, пять общественных туалетов, с учетом кардинальной реконструкции туалета в здании автовокзала. Совершенно недопустимое положение с общественными туалетами сложилось в признанном культурно-историческом центре Южного Карабаха, в Гадруте, где имеется только один туалет сомнительного назначения и без дверей. Этот городок, известный своим славным революционным прошлым, достоин сооружения хотя бы одного туалета.
Один из представителей гражданского общества разработал схему общественных туалетов в Степанакерте и в окрестностях города и даже, практически, уже заручился поддержкой двух депутатов Национального собрания НКР по вопросам лоббирования данного плана, но вскоре по каким-то невыясненным причинам данные депутаты отказались от лоббинга проекта.
Нужно отметить, что политическая оппозиция НКР, переживающая новый этап идейного подъема, также весьма равнодушно относится к этой проблеме. В условиях, когда НКР, вроде бы, декларировала намерения добиться признания своего суверенитета и принимает многих политических и общественных деятелей, сенаторов и многих других политически значимых людей, отсутствие туалетов в городе и в зонах посещения историко-архитектурных памятников становится вызовом, который воспринимается то ли как протест, то ли как выражение некой культуры андерграунда.
Конечно, публикации каких-либо планов города, в том числе, перспективного плана дислокации общественных туалетов чревато и может нанести ущерб национальной безопасности, но все-таки на это можно было пойти в целях широкого общественного обсуждения. В конце концов, азербайджанская разведка и пропаганда может оповестить международную общественность о столь странном отношении к туалетам в НКР. Вот это может нанести гораздо больший ущерб национальным интересам.
Есть уверенность, что при столь безразличном отношении к этому вопросу со стороны правительства НКР, эту проблему может обсудить Карабахский парламент, в котором общественный туалет также не отличается какими-либо нормативами. По инициативе парламента НКР в диаспоре может быть также создан фонд, в результате спонсорских марафонов, при участии традиционных партий армянской диаспоры. Таким образом, положение нелегкое и противоречивое, но все еще имеются надежды на прогресс по этому вопросу. Элита Степанакерта должна понять, что общественные туалеты - это лицо нации.


