Визит президента РФ в Армению для участия в памятных мероприятиях, приуроченных 100-летней годовщине трагических событий в Османской империи, вызвал напряженность в российско-турецких отношениях. За словами Владимира Путина о геноциде армян последовала жесткая реакция Анкары, которая 24 апреля проводила торжества, посвященные Галлиполийскому сражению.
Не удалось застраховать себя
Ереван в эти дни преобразился. Плакаты с надписями «Помним и требуем» и «Возрождение» гармонировали с фиолетовым символом100-летней годовщины геноцида – незабудкой.
Хотя в городе проводились траурные мероприятия, везде ощущался дух возрождения, который получил мощный стимул от выступления известной рок-группы «Sistem of a Down» с концертной программой «Разбудим души» 23 апреля в центре армянской столицы. Положительная энергетика доминировала — даже невзирая на доносящиеся из Анкары жесткие заявления.
Вообще в Анкаре были вынуждены «отвлечься» от торжеств по случаю битвы при Галлиполи, организованных в пику 100-летней годовщине геноцида, и обратить больше внимания на происходящие в Ереване мемориальные мероприятия. Турецкие власти в режиме нон-стоп комментировали заявления находящихся в Ереване президентов четырех государств – России, Франции, Кипра и Сербии.
Несмотря на многочисленные заверения пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова в том, что визит Путина в Ереван «не навредит российско-турецким отношениям», критика в адрес РФ из Анкары все же прозвучала. Не помогла и отправка на турецкие торжества российской делегации во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным.
Информационное сопровождение
Когда вопрос о поездке Путина в Ереван только прорабатывался, Кремль начал готовиться к балансировке на тонкой грани армяно-турецких отношений, чувствительно реагирующих на любые сигналы извне.
Для Москвы выбор был не из легких. С одной стороны – общность экономических и геополитических интересов с Турцией в условиях жестких санкций Запада. С другой – союзнические отношения с Арменией, возможность встретиться на траурных мероприятиях с главой Франции Франсуа Олландом и обсудить широкий спектр вопрос двусторонней повестки, от «Мистралей» и украинского кризиса до войн на Ближнем Востоке.
Владимир Путин прибыл в Ереван для участия в траурных мероприятиях. Фото: tribuna.ru
Известный политолог Сергей Маркедонов характеризует политику Москвы «в южной части постсоветского пограничья» как курс на аккуратное лавирование – «союзничество с Арменией (при сохранении определенных льгот по военным поставкам) и рыночные отношения с Азербайджаном и Турцией в условиях острого дефицита партнеров на международной арене».
В этом ключе подготавливалась и информационная почва для армянской поездки Путина — чтобы минимизировать негативную реакцию Турции. Сначала сообщалось, что президент РФ «полетит в Ереван», но детали визита пока только обсуждаются. Потом объявили, что российская делегация высокого уровня (с главой Госдумы) примет участие в торжествах по случаю столетия Галлиполийского сражения.
На втором этапе подготовки визита пресс-секретарь президента России Димитрий Песков неоднократно заявлял, что эта поездка не скажется на отношениях РФ с Турцией (в частности, на строительстве трубопровода «Турецкий поток»), поскольку траурные мероприятия в Ереване не могут трактоваться как наносящие чему-то вред.
Испытанием для реакции Турции стало послание Владимира Путина участникам вечера памяти «Мир без геноцида» 22 апреля. В частности, российский лидер отметил, что 24 апреля 1915 года – скорбная дата, связанная «с одним из самых страшных и драматических событий в истории человечества – геноцидом армянского народа».
О Турции президент РФ не сказал ни слова, но и это было воспринято Анкарой как оскорбление. С осуждающими заявлениями в адрес России выступили глава турецкого правительства Ахмет Давутоглу и МИД страны.
«Посмотрите на себя»
Реагируя на слова Путина и Олланда, турецкие политики упражнялись на риторике, которую в целом можно свести к фразе «На себя посмотрите». Затем сфокусировались на карабахской тематике, хотя все заявления посетивших Ереван президентов касались лишь геноцида.
Премьер-министр Давутоглу приплел присутствие Путина и Олланда в Ереване к проблеме мирного урегулирования карабахского конфликта. Хотя Турция не входит в состав сопредседателей МГ ОБСЕ, он решил в очередной раз затронуть больную тему, указав на то, что присутствие президентов Франции и России в Ереване на мероприятиях, приуроченных к 100-летней годовщине геноцида армян, бросает тень на нейтральную позицию Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта.
Давутоглу: присутствие лидеров Франции и РФ в Ереване 24 апреля бросает тень на позицию МГОБСЕ по карабахскому конфликту
Давутоглу также намекнул, что Анкара предпримет соответствующие меры. Но что это будет – отзыв посла, как из Ватикана и Австрии, или заморозка «Турецкого потока» – он не уточнил.
Выступая в мемориальном комплексе Цицернакаберд, глава РФ заявил, что позиция России была и остается последовательной: «Мы считаем, что массовому убийству людей нет и не может быть никаких оправданий».
Владимир Путин на церемонии поминовения жертв геноцида армян в мемориальном комплексе Цицернакаберд. Фото: Алексей Никольский/ТАСС
«Россия искренне сопереживает армянскому народу, испытавшему одну из самых страшных трагедий в истории человечества. Более полутора миллионов мирных людей были убиты, искалечены, а свыше шестисот тысяч – изгнаны из родных домов, подверглись массовым репрессиям», – напомнил Путин.
На это выступление резко отреагировал турецкий МИД. «Мы не принимаем и осуждаем оценку событий 1915 года в качестве геноцида, данную президентом Путиным. Принимая во внимание бесчеловечные действия России в отношении тюркских и мусульманских народов, мы считаем, что они лучше других должны понимать суть "геноцида" и его правовую сторону», – говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Турции.
На заявления турецкого дипкорпуса и главы правительства ответил снова пресс-секретарь Дмитрий Песков, повторив известную мантру про «нерушимость» российско-турецких отношений и вдобавок призывая Анкару внимательно читать расшифровку выступлений Путина. Его визит в Ереван, отметил Песков, – естественное явление, поскольку Армения является «очень важным партнером России, участником Евразийского экономического союза».
«Заявления алогичны»
Эксперты считают реакцию Турции (в частности, Давутоглу) алогичной, поскольку она «исходит из паники».
«В заявлениях Давутоглу не может быть логики. В последнее время Турция находится в некоем состоянии, которое можно описать банальным словом "паника". Любое упоминание о геноциде армян (а таких было много, их интенсивность росла) вызывало очень острую реакцию, которая в целом не поддается логическому анализу», –заявил директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении, тюрколог Рубен Сафрастян.
Заявление Давутоглу про Карабах и реплики в адрес Минской группы ОБСЕ тюрколог объясняет тем, что Турция традиционно в отношениях с Арменией ориентируется на язык предусловий.
«Турция традиционно в отношениях с Арменией ориентируется на язык предусловий» – мнение
«Ни для кого не секрет: турецкая сторона провалила процесс нормализации армяно-турецких отношений, выдвинув ряд предусловий. Одним из основных был как раз карабахский вопрос, по которому Турция занимает однобокую и ярко выраженную проазербайджанскую позицию.
Иными словами, за алогичным высказыванием Давутоглу скрывается давно известный мотив, а также, возможно, желание властей Турции показать себя сильными», — отметил Рубен Сафрастян, добавив, что не следует ожидать каких-либо серьезных действий со стороны Турции после шквала острых заявлений.