Целое столетие отделяет нас от тех страшных дней, когда армянский народ на глазах у всего человечества методично и целенаправленно уничтожался на родной земле. Полтора миллиона погибших и сотни тысяч беженцев; опустошенное, осиротевшее Армянское нагорье; сотни разрушенных церквей и тысячи разоренных домов…

Но еще страшнее, что целое столетие армянский народ добивается справедливости в неравной схватке – и не только с Турцией, но и с геополитическими интересами и страхами отдельных государств, для которых выгода от отношений с Анкарой важнее общечеловеческих ценностей и наказания за преступления, по которым нет срока давности.

Исключительное географическое положение Турции стало ее спасением в ХХ веке (впрочем, почему только в двадцатом?). После разгрома войск Антанты на деньги большевиков Ататюрк повел страну по европейскому пути развития, оставив своих благодетелей с носом и повернувшись лицом ко вчерашним врагам. В 1945 году Сталин поставил вопрос о возвращении Советскому Союзу Карсской области, отторгнутой турками в 1918-1920 годах и подаренной им Лениным в 1921 году, а также об установлении контроля над Черноморскими проливами. Обеспокоенные советской экспансией (вновь, как и 100, и 200 лет назад, западные страны не могли смириться с мыслью о появлении русских на Босфоре!), США и Британия оказали Турции всяческую поддержку, а Трумэн даже пригрозил ядерным ударом по СССР. В 1952 году Турцию приняли в НАТО, и после смерти Сталина тема возвращения Карсской области была закрыта.

После этого Москва не поднимала территориальный вопрос и уж тем более не давала ходу армянским требованиям о признании Геноцида. Лишь в 1965 году, вопреки официальной советской политике замалчивания, в Ереване прошел многотысячный митинг в ознаменование 50-летия начала Геноцида. В 1967 году в столице Армянской ССР был открыт построенный фактически втайне от советских властей Мемориал на холме «Цицернакаберд».

Но это в Советском Союзе, а зарубежные армяне вовсю наращивали мускулы в начинавшейся борьбе. Собственно говоря, армянская диаспора в подавляющем большинстве состоит из прямых потомков спасшихся от Геноцида. Так что турки сослужили самим себе плохую службу: уничтожив Западную Армению, они породили много маленьких и немаленьких Армений, которые теперь единым фронтом борются за справедливость. И первый громкий залп дали именно армяне Диаспоры: в 1965 году парламент Уругвая, где сформировалась небольшая, но очень влиятельная община, признал Геноцид армян.

Если подходить к вопросу признания строго с исторической точки зрения, то первый шаг был сделан намного раньше – в мае 1915 года правительствами Великобритании, Франции и Российской империи. Но тогда шла война, Антанта воевала с турками, и акт осуждения потонул в грохоте пушек, а младотурки продолжили свои злодеяния. 18 декабря 1918 года Верховный Суд США осудил уничтожение армянского народа. Как пишет мой коллега Арег Галстян, 6 августа 1919 года Конгресс США принял закон «О ближневосточной помощи», где дипломатическим представительствам и христианским миссиям предписывалось оказывать поддержку армянам.

Но что еще важнее, США признали независимость образованной в 1918 году Армянской Республики, а в 1920 году президент Вудро Вильсон принял Арбитражное решение о создании Армении на ее исторических землях, то есть о возрождении Западной Армении. И, кстати, США не подписали Лозаннский договор 1923 года, определивший границы современной Турецкой Республики. С другой стороны, еще в 1951 году Палата представителей приняла «Акт о Геноциде», в котором делалась ссылка на уничтожение армян турками, евреев и поляков немцами. Акт был подписан президентом Трумэном и направлен в Международный суд ООН.

И всё же первым государством, признавшим Геноцид армян на законодательном уровне, традиционно считается Уругвай. Это была практически единственная страна, признавшая и осудившая злодеяние в эпоху Советской Армении. В 1982 году аналогичное решение принял Кипр. В 1987 году Геноцид был признан особой резолюцией Европейского парламента. В 90е годы, с обретением Арменией независимости, процесс получил значительный импульс: Россия и Франция, Греция и Бельгия, Аргентина и Ливан. В настоящее время Геноцид признан более 20 странами мира; в США на законодательном уровне или в виде заявлений губернатора – 45 штатами.

Разумеется, это никак не влияет на турецкую политику отрицания. Спустя 100 лет армянский народ и другие народы, с сочувствием относящиеся к нашей боли, продолжают биться о бетонную стену под названием «Турция отказывается признавать Геноцид»…

Окончание следует

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.