Реакция экспертного сообщества на лозаннские договоренности в основном касалась перспектив нефтегазового рынка. С этой точки зрения многие говорили о мрачном будущем для России – ведь Иран, как ни крути, ее прямой конкурент, особенно когда речь заходит о европейском газовом рынке. Начнем с того, что первые же новости из Швейцарии о достижении договоренности привели к падению нефтяных котировок. При этом говорится, что в случае снятия ограничений иранские производители могут повысить экспорт нефти примерно на 1 млн. баррелей в день, обогатив и без того насыщенный рынок, где предложение превышает спрос.
«Есть риски снижения цен на углеводороды в случае снятия санкций с Ирана. Эта отмена в любом случае резко не произойдет, думаю, все будет достаточно плавно. Но, тем не менее, если будет точно известно, что санкции будут сняты в течение конкретного периода, скажем, в течение года, то, конечно, это будет оказывать давление на цены на нефть», - сказал РИА Новости директор Центра исследований международной торговли Российской академии народного хозяйства и государственной службы Александр Кнобель.
«Досанкционный объем 2,5 млн. баррелей в сутки – это очень много даже для глобального рынка. В результате под давлением окажется часть нефтедобычи в России, Азербайджане, Туркмении и Казахстане. Конкурировать с иранской вынуждена будет вся нефть Каспийского трубопроводного консорциума и месторождения Кашаган. Начнется ценовая война на выбывание, поэтому производителям уже сейчас нужно думать о диверсификации и оптимизации логистики», - рассказал «Газете» главный редактор Thomson Reuters по товарным рынкам Александр Ершов.
По его мнению, Европа получит альтернативного России поставщика энергоресурсов. До эмбарго иранский импорт нефти в Италию, Испанию и Грецию составлял 13-15%. Иран также крупнейший производитель газа, и в перспективе он составит конкуренцию России и на этом рынке, предостерегает Ершов. Именно полноценное возвращение Ирана на нефтяной рынок может больно ударить по экономическим интересам России. Ежегодный товарооборот Москвы и Тегерана составляет менее 1 млрд. долларов, а товарооборот между Ираном и США даже в условиях санкций оценивается в 5 млрд. долларов, отмечает «Газета».
Если намеченные соглашения в итоге вступят в силу, ближайшие месяцы нефтяной рынок будет пребывать в волатильности, говорит в интервью РБК Томас Пью, обозреватель товарных рынков в Capital Economics. В краткосрочной перспективе цены обвалятся на $10 или даже $20 за баррель, сразу после чего, вероятно, последует отскок, считает эксперт. С возвращением иранских поставок на рынок стоимость нефти упадет на $10 за баррель, приводит агентство Bloomberg оценку двух американских чиновников.
Доминик Чиричелла, партнер Нью-Йоркского института энергетического менеджмента, считает, что с приближением июня рынок, ожидающий увеличения поставок из Ирана, придет в волнение: «Очередной отказ саудитов снижать квоту станет последним гвоздем в гроб ОПЕК, то есть некоторые ее члены начнут действовать самостоятельно, чтобы поддержать рынок». Картелю во главе с Саудовской Аравией пора задуматься над сокращением добычи, соглашается Джон Килдуфф, партнер хедж-фонда Again Capital.
Майкл Коэн, глава отдела аналитики энергетических рынков банка Barclays, считает, что «остается неясным, войдет ли упразднение нефтяного эмбарго в список ограничений, которые будут отменены в первую очередь». В течение 90 дней после отмены санкций Иран сможет поставлять на рынок порядка 500 тыс. баррелей нефти в сутки, утверждает Тим Берсма, и.о. директора программы «Энергобезопасность и климат» Брукингского института. «Кроме того, страна может сбросить на рынок 30 млн барр. нефти, которые, как сообщается, сейчас находятся в хранилищах», - добавил он.
По расчетам банка ANZ, Иран хранит в танкерах 30 млн. баррелей нефти. Брокерская компания EA Gibson Shipbrokers Ltd считает, что объем составляет 34,5 млн. баррелей. По оценкам администрации США, объем запасов нефти, хранящейся в танкерах и наземных резервуарах Ирана, составляет порядка 7-17 млн. баррелей. «Страна способна быстро наводнить и без того переполненный рынок нефти», - говорится в отчете ANZ. Однако если Иран и увеличит экспорт, то не ранее второго полугодия 2015 года, считают аналитики ANZ и Goldman Sachs, на которые ссылается РБК.
Иранская нефть пойдет на международный рынок не ранее, чем технические специалисты согласуют механизмы упразднения введенных против страны ограничений. В этом уверена бывший советник Минфина США Элизабет Розенберг: «Трейдерам не стоит ждать, что иранская нефть сейчас же устремится на рынок бурным потоком». Проверка выполнения Ираном условий нового соглашения по ядерной программе займет месяцы, поэтому, скорее всего, санкции будут сняты не ранее конца 2015-начала 2016 года, говорит Боб Макналли, президент исследовательской компании Rapidan Group.
Если Иран станет открытым для инвестиций и улучшит условия для ведения бизнеса иностранными компаниями, то добычу нефти в стране ожидает бурный рост, отмечает Леонардо Могери, научный сотрудник Гарвардского института государственного управления. По расчетамРобина Миллза, аналитика Manaar Energy Consulting, нужно пять лет и 50 млрд. долларов капиталовложений, чтобы Иран смог добывать 5 млн. баррелей в сутки, пишет РБК.
Продолжение следует…