Фото: ejnews.ruИран после поэтапного снятия санкций превратится в крупного регионального игрока, что распахивает окно экономических и политических возможностей для Армении — единственной страны в регионе, с которой у него нет проблемных точек в отношениях. Они продолжали динамично развиваться даже в условиях санкционной осады ИРИ.
 
Политический диалог между сторонами находится на высоком уровне, высокопоставленные чиновники достаточно часто обмениваются визитами. Недавно в Ереване побывал иранский министр иностранных дел, разговор шел о вступлении Армении в ЕАЭС.

Предстоит восстановить потерянное

Ереван должен восстановить утраченные из-за них торговые и региональные экономические позиции после снятия санкций с Тегерана, считает председатель Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Казарян. «Мы будем продолжать работать над тем, чтобы стать одним из транзитных путей через Иран и Восток», – подчеркнул он.

Сохранение санкций, по мнению Казаряна, снизило бы экономическую целесообразность строительства автомагистрали «Север-Юг», соединяющего транспортные линии Ирана, Армении и Грузии. «В этом плане для Армении не меньшую важность представляет достижение согласия между Ираном и международным сообществом», – уверен эксперт.

 Переговоры по иранской ядерной программе в Лозанне. Фото: МИД РФ

 

По оценкам экспертов, в последние годы Армения фактически потеряла Иран в качестве торгово-экономического партнера из-за наложенных на него санкций. Были приостановлены межбанковские переводы, перемещение и оборот финансовых средств, что существенно сократило возможности торговли.

Из-за санкций Армения в последние годы фактически потеряла Иран как торгово-экономического партнера

Ряд крупных экономических проектов (строительство ГЭС, железной дороги, НПЗ и создание совместной свободной экономической зоны) были либо заморожены, либо вообще отложены в долгий ящик. Существенно усложнилось проведение торговых операций. Армения фактически была отрезана от Персидского залива.

 

«Все судоходные компании отказывались доставлять товары в иранский порт Бандар Аббас (в Персидском заливе). И мы были вынуждены осуществлять весь товарооборот через грузинские порты в Батуми и Поти, – напомнил Казарян. – В результате за последний год объемы торговли между Ираном и Арменией сократились на 50-60%».

 

В этом плане ослабление санкций расширяет возможности диверсификации торговли Армении и позволит восстановить прежний объем товарооборота (порядка $350 млн в 2012 году). Сейчас торговля фактически идет на уровне частных лиц, ведущих расчеты наличными.

 

Но и многие частные предприниматели из-за санкций и резкого обвала национальной валюты ИРИ остановили работу в ожидании лучших времен. «Торговать стало невыгодно», – признался корреспонденту радиостанции «Свобода» проживающий в Ереване предприниматель иранского происхождения Хабиб.

Дивиденды покроют издержки

 

Демонтаж санкционной стены вокруг Ирана обязательно приведет к крупным региональным сдвигам, считает ведущий армянский специалист по Ирану Гарник Асатрян.

 

«Иран будет восстанавливать свои утраченные позиции, но на сей раз за ним это право будет признано международным сообществом. Это обязательно приведет к переделу зон влияния и существенно ослабит роль Турции в регионе, что является положительным моментом для Армении», – подчеркнул эксперт в беседе с корреспондентом КАВПОЛИТа.

 

Гарник Асатрян отметил, что при весьма специфических отношениях Ирана и Азербайджана снятие санкций ослабит также региональные позиции Баку. А Армения, на его взгляд, выиграет и в экономическом плане. 

​«Снятие санкций с Ирана ослабит региональные позиции Азербайджана и принесет экономическую выгоду Армении» - Асатрян

«Это активизация торговли и увеличение туристического притока в страну. После санкций и обвала иранской валюты приток туристов из Ирана в Армению существенно сократился», – констатирует Асатрян.

 

Многие замороженные армяно-иранские проекты получат шанс на перезапуск, считает он. «Ибо снятие санкций означает также возвращение Ирана на мировой нефтяной рынок, что существенно оживит экономику ИРИ и обеспечит ее дополнительными финансовыми средствами. Их можно будет направить на реализацию новых экономических проектов, скажем, на строительство ГЭС на реке Аракс или армяно-иранской железной дороги», – рассуждает наш собеседник.

 

Но часть экспертов полагают, что ликвидация санкций может ослабить позиции Армении в регионе. В санкционный период она воспринималась Ираном как региональная отдушина и мост на Запад. Но после снятия санкций ИРИ сможет напрямую контактировать с западными и другими странами, что лишит Армению регионального веса. Однако иранист Асатрян думает иначе.

 

«У Ирана были и есть другие возможности для выхода на вешний мир. В этом плане, если даже предположить, что могут быть какие-то негативные моменты от снятия санкций, экономические и политические дивиденды покроют все издержки», – резюмировал он.

 

Кардинально меняется ситуация

 

Снятие санкций означает пересмотр роли Ирана в международных отношениях, что обязательно повлияет на общий антураж региональной безопасности, считает директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саркисян.

 

«Если вспомнить обращение Обамы к иранскому народу в 2009 году и заявление тогдашнего госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что Иран из проблемы №1 может стать государством, решающим проблемы международного характера, то можно прийти к следующему выводу. Мы имеем дело с процессом, когда в будущем Тегерану может быть отведена серьезная роль регионального регулятора», – заявил Саркисян корреспонденту КАВПОЛИТа.

​«Укрепление позиций Тегерана будет означать ослабление инструментов влияния РФ на Южном Кавказе» - Саркисян

По его мнению, в регионе сложится новый статус-кво. «Иран будет восстанавливать свои позиции, что означает новый баланс сил – сужение пространства маневра Турции на Южном Кавказе. Можно сказать, Иран уже сейчас с согласия Запада работает в Ираке и продвигает свои позиции в Йемене. Это совершенно новая ситуация. Тегерану может отводиться роль лидера шиитов», – подчеркнул политолог, добавив, что влияние Ирана на регионе Южного Кавказа будет значимым.

 Переговоры «шестерки» по иранскому вопросу. Фото: EPA

 

На его взгляд, укрепление Ирана в регионе может чинить неудобства не только Турции, но и России. «Укрепление позиций Тегерана будет означать также ослабление инструментов влияния РФ на Южном Кавказе, поскольку у Ирана свое видение регионального баланс сил. Таким образом, при деблокировании Ирана в регионе ожидаются новые крупные перемены, и в будущем невозможно станет оценить ситуацию через призму прежних реалий», – заключил Манвел Саркисян.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.