Первая Мировая война была прекрасной завесой, позволившей младотурецкому правительству начать и завершить истребление армянского народа. Строго говоря, «триумвирату» удалось достичь поставленных целей, за исключением одной – совершить злодеяния скрытно. Многочисленные миссионеры, дипломаты, офицеры разных стран стали свидетелями и первыми документальными источниками первого Геноцида ХХ века.
Как свидетельствуют германские источники, накануне Первой Мировой войны в Османской империи проживало около 3 млн. армян, из которых после войны осталось в живых лишь несколько десятков тысяч (Германские источники о геноциде армян: Период первой мировой войны: Сб. док. и мат. в 2 томах – Ереван, издательство «Айастан», 1991 Т. 1. – с. 25).
Как сказал герой одного известного российского кинофильма, «любое преступление оставляет финансовый след». В случае с преступлением против человечности, совершенным турками, финансовое измерение впечатляет: имущество и ценности, отобранные у армян, оценивались в сотни миллионов золотых марок. «В 1916 году Турция послала в Берлин из этих украденных денег 100 млн. золотых марок на хранение в качестве валюты. Эта сумма после перемирия была конфискована Антантой», - сообщает цитируемое издание (Германские источники, с. 25).
Берлин, между тем, заслуживает особого внимания. Простого напоминания о том, что Германия была союзником Османской империи в Первой Мировой войне, недостаточно. Немецкий Генштаб не просто курировал турецкую армию, но и во многом прикрывал чинимые в отношении армян злодеяния. «Кто бы ни был организатором насилий, - пишет британский историк Арнольд Тойнби, - является очевидным, что немецкая сторона никогда не пыталась противиться этим мерам, хотя достаточно было одного слова, чтобы помешать насильственным действиям, т. к. ясно, что Турция, вступив в войну, полностью попала под власть германского рейха» (Германские источники, с. 26).
«… Сообщения современников, донесения германских дипломатов в Турции, документы Министерства иностранных дел убедительно свидетельствуют о том, что Германия несет полную ответственность за свое пособничество туркам в уничтожении армянского населения в Турции, а также за то, что не предприняла никаких действенных мер, чтобы предотвратить геноцид армян». (То же, с. 31). Как тут не вспомнить печально знаменитое высказывание Адольфа Гитлера на совещании в Оберзальцбурге 22 августа 1939 года: «В конце концов, кто же сегодня помнит об уничтожении армян!». (То же, с. 54). В Первую Мировую войну немцы курировали турок, а во Вторую Мировую пошли по проторенной дорожке, совершив второй Геноцид ХХ века – в отношении евреев…
Между тем, далеко не все немцы в годы Первой Мировой войны игнорировали уничтожение армян. Так, впоследствии получивший известность германский солдат Армин Вегнер, будучи очевидцем, запечатлел на многочисленных фотографиях сцены убийств армян. Он стал правозащитником и после прихода нацистов к власти стал защищать евреев.
В январе 1919 года Вегнер направил открытое письмо президенту США Вудро Вильсону по поводу депортации армянского народа в пустыню: «Господин президент, несправедливость к этому народу безмерна. …Здесь речь идет о нации высокой культуры… о христианском народе, представители которого рассеяны по всей земле, из коих некоторые многие годы жили в Вашей стране, господин президент, и владели всеми языками земли… это умные купцы, врачи, ученые, художники, честные и счастливые крестьяне, сделавшие страну плодородной, и их единственная вина заключалась в том, что они беззащитны, что они говорят на другом языке и родились детьми другой веры». (Германские источники, с. 125).
«Каждый, кто знает события этой войны в Анатолии и собственными глазами видел судьбу этой нации, знает, что все обвинения, умело и усиленно выдвинутые против армянской нации, есть не что иное, как вызывающая отвращение клевета ее бессовестных правителей, которую они выдумали, чтобы защитить свою неистовую и жестокую власть, не имеющую ничего общего с духом правдивости и человечности», - писал в Вашингтон возмущенный немецкий правозащитник. (Там же).
Тем не менее, в годы Первой Мировой войны «парадом» командовали отнюдь не гуманисты и искатели справедливости. Посол США в Османской империи Генри Моргентау как-то провел беседу с военно-морским атташе Германии в Константинополе Хуманом, которого считали бóльшим турком, чем Талаат или Энвер.
«Я прожил в Турции большую часть жизни и знаю армян. Я также знаю, что армяне и турки не могут жить вместе в одной стране. Одному из этих народов придется уйти. И я не виню турок за то, что они делают с армянами. Полагаю, их действия полностью оправданны. Тот, кто слабее, должен уступить. Армяне желают разделить Турцию на части; они выступают против Турции и Германии в этой войне, поэтому у них нет права на существование здесь», - без обиняков сказал Хуман американскому дипломату (Генри Моргентау. Трагедия армянского народа. История посла Моргентау – Москва, «Центрполиграф», 2010 – с. 242).
Турция и Германия потерпели поражение в Первой Мировой войне. Правительство младотурок пало; кайзер лишился трона. В Константинополе была восстановлена власть султана, но это была лишь тень монархии. Столица умиравшей империи была взята британцами, французами, итальянцами и греками. Под их руководством начал работу Султанский военный трибунал, который в числе прочего выдвинул обвинения лидерам младотурок в совершении преступлений против армянского народа. «Триумвират» и начальник «Специального комитета» - ключевого организатора Геноцида – Бехаэддин Шакир были заочно приговорены к смертной казни.
Приговор, однако, был приведен в исполнение отнюдь не турецкими властями, а армянскими народными мстителями в рамках операции «Немезис». Султанская власть была слабой и полностью зависела от западных войск, стоявших в Стамбуле, поэтому рассчитывать на завершение акта правосудия не приходилось. В Турции всё большую популярность завоевывал Мустафа Кемаль, который бросил вызов европейцам, демонстративно игнорируя все решения Стамбула. В апреле 1920 года Кемаль провел «Великое национальное собрание» в Анкаре, дав понять, что султан отныне не представляет Турцию.
Первым делом будущий «отец турок» нанес удар по Армении, намереваясь окончательно добить обескровленный народ. Кемаль получил существенную помощь от большевиков, лидер которых, «гениальный» Ленин, дал туркам горы оружия и золота (и это во время страшной Гражданской войны и голода в России!), надеясь распространить «пожар пролетарской революции» на мусульманский Восток. Как только Ататюрк разгромил врагов на всех фронтах, он подписал с Лениным Московский и Карский договоры, по которым «гений» уступил Турции даже территории, не входившие в состав Османской империи к 1914 году, и заодно подарил новоиспеченному Азербайджану Карабах и Нахичевань.
После этого Кемаль развернул свою страну лицом к Европе и забыл про «пролетарскую революцию». А в 1952 году Турция вступила в НАТО. Вот так Советское государство осталось с носом, а Армения потеряла 9/10 своих исторических земель. Излишне говорить, что в «новой» Турции армянам нечего было искать справедливости – младотурецкие правители были объявлены героями и мучениками, а ликвидированные члены «триумвирата» в конечном итоге обрели покой на «Мемориале Свободы» в Стамбуле. Свободы от армян, вероятно. Началась долгая и болезненная борьба армянского народа за восстановление исторической справедливости.
Продолжение следует…