Эти слова принадлежат Альберту Эседову, руководителю махачкалинского отделения Лезгинского национального движения (ЛНД) Садвал.
Как известно, 21 сентября текущего года состоялся съезд Садвала, на котором были избраны новые руководители Движения. В связи с этим даже публиковалась статья, названная, может, и остроумно – «Садвал из пепла» – но не совсем правильно. Садвал – не просто название организация, Садвал, это – национальный бренд. Он не был уничтожен, как об этом любят говорить в Баку, а, значит, он не возродился. В случае с ЛНД Садвал правильнее говорить о переформатировании Движения, о приходе в его ряды нового поколения молодых интеллектуалов и, что гораздо важнее, интеллигентов. При этом «смена поколений» в Садвале происходит плавно, в полном соответствии с известным изречением: молодым у нас везде дорога, старикам у нас везде почет.
Мне, знакомому со многими членами Садвала старого и нового образцов, нетрудно заметить одну особенность: в Садвале начала девяностых годов преобладали бойцы, фанатично-неистово ненавидящие тюркских узурпаторов своего народа. Возможно, что те времена требовали именно такого мышления. Это было логично, так как именно в начале девяностых, точнее, 30 августа 1991 года Азербайджан обманным путем узурпировал власть на лезгинской земле. Тогда рана была свежа, хотя раны, нанесенные целому народу, никогда не перестают кровоточить, и члены Садвала прибегали к радикальным мерам воздействия на Азербайджан. Радикальным, но не массовым.
Лидеры нынешнего Садвала, не уступая своим старшим товарищам в мужестве и решимости, отличаются интеллигентностью, что изначально подразумевает осознанную и непримиримую борьбу за права своего народа. В связи с этим невозможно не провести параллель между начальным этапом Арцахского движения и нынешним Садвалом. Во главе Арцахского движения тогда, как и сейчас во главе Садвала, находились люди, которых по праву можно было назвать военно-полевой интеллигенцией. И дело даже не в общей высокой грамотности арцахских лидеров: среди которых были историки и экономисты, композиторы и врачи… Дело именно в интеллигентности этих людей, живущих в полном согласии с духовными ценностями армянского народа. Интеллигента, не рафинированного, советского образца «интеллигента» по должности, а интеллигента духовного, можно убить, но сломить его невозможно. Интеллигент может отступить, стушеваться перед нахрапистостью хама, но он никогда не отступит от своих убеждений. Такими были лидеры Арцахского движения, многие из которых спустились с митинговых подмостков, чтобы взять в руки оружие, собственными жизнями проложить путь к свободе.
Именно это горение, осознанную готовность пожертвовать всем, легко можно заметить в новых лидерах Садвала. Время требует не фанатиков, а вооруженных знаниями и одухотворенных жизненными соками родного народа людей.
В мае текущего года я имел возможность долгого общения с Альбертом в Шуши, и вот, новая встреча убедила меня в правильности сделанных тогда выводов. Он умеет слышать и слушать, но его мягкость заканчивается сразу, как только вопрос касается его убеждений. В этом случае в голосе Альберта появляется металл, а глаза зажигаются упрямым блеском. К сожалению, предлагаемая видеозапись нашего разговора с Альбертом произошла прямо перед отъездом большой группы наших гостей, и мне совестно было задерживать их ожиданиями конца нашей беседы. С еще большим сожалением отмечу, что остальные наши разговоры с Альбертом Эседовым не были зафиксированы на камеру, и остались в нашей с моим молодым другом памяти. Но и того, что сохранено, достаточно для того, чтобы понять: махачкалинское отделение Садвала приобрело достойного лидера.
В Ереване Фейзудин Нагиев долго доказывал нам, что большая часть являются лезгинами. А за сутки до отъезда он же принялся убеждать, что лезгины – это армяне. Так вот, глядя на Альберта Эседова, я начинаю убеждаться в логике теории доктора Нагиева. Как же похоже мышление Альберта на мышление большинства лидеров Арцахского движения. Тогда, как и сейчас лезгины, армянская сторона делала все возможное, чтобы избежать кровопролития, как и лезгины, Движение Миацум (Кстати, Миацум и Садвал имеют одно значение) надеялось на то, что закавказский турок устыдится своих деяний, что в Баку найдутся трезвые головы, осознающие преступность претензий Азербайджана на Арцах. Сегодня Садвал идет тем же путем.
Возможно, что это логично и даже необходимо. Народ, борющийся за свои права, прежде чем перейти к силовым акциям, должен убедиться в бесперспективности правового пути. Наверное, это так и есть, и учиться на примере других нет необходимости. Сегодня Альберт Эседов искренне уповает на международное право, на справедливость в решении судьбы лезгинского народа. Мне же хочется сказать моему молодому другу: «Альберт, дорогой, право действует только тогда, когда оно опирается на силу». Впрочем, ты и сам это знаешь. И твои слова, вынесенные в заголовок данных размышлений, подтверждают это.