Пару недель назад азербайджанский телеканал ANS TV распространил минутный видеоролик, подготовленный недавно созданной в недрах министерства обороны Азербайджана студией “Сенедли ве тедрис фильмляри киностудияси”, и помпезно названный “Так азербайджанская армия уничтожает армянских солдат”. Ролик, который предварялся вступительным словом ведущей, был примитивен до смешного, а солдат, вопреки названию, не было там никаких: ни армянских, ни азербайджанских, ни живых, ни мертвых. Однако меня привлек не ролик, а сделанный под ним комментарий читателя Voskanapat.info с ником Roman R.
“Послушал ведущую, голос какой-то знакомый, а потом вспомнил: Ирада Зейналова 1-й канал Росссии”, - написал Roman R., возможно, и не подозревая, что открывает запретный ящик, в котором хранятся данные о цивилизационных, расовых, антропологических, этнических и иных различиях между населяющими землю племенами и народами. Сразу скажу, этнический голос действительно существует, и ведущая передачи на ANS журналистка, как и Ирада Зейналова (никакой генетический анализ не нужен) являются носителями этноплеменного голоса закавказских турок. Именно турок, а не ассимилированных представителей автохтонных народов Азербайджана.
В свое время я спрашивал о феномене этнического голоса у моего товарища детства, профессора Левона Епископосяна, доктора биологических наук, генетика, директора Института человека АН Республики Армения. Ответ был простым и оттого убедительным: голос человека в немалой степени зависит от формы черепа, а у каждого народа свои антропологические особенности, в том числе и строение черепной коробки. Профессор долго объяснял этот феномен, а я вспоминал, как в Гандзаке моего детства, носящем в то время название Кировабад, у входа в мастерскую шапочника дяди Саши слева висели круглые кепки (для армян), а справа – овальной формы, предназначенные для закавказских турок. Знавал я и турок, “выправлявших” форму головы у новорожденных детей, как правило, с помощью книг или обернутых в мягкие ткани дощечек, приставляемых к голове младенцев.
Безусловно, среди населения Азербайджана, особенно на левобережье Куры, высок процент “закавказских турок”, на самом деле являющихся ассимилированными (отуреченными) представителями автохтонных народов республики. Правый берег был заселен армянами и, в некоторых городах, персами. Соответственно, процент истинных закавказских турок на правобережье Куры (западные районы Азербайджанской республики) значительно выше, чем на левобережье, где большинство “закавказских турок” в действительно являются потомками парсийцев (татов), лезгин, удин, и других субэтносов Кавказской Албании. Наличие в среде “азербайджанцев” внутренних этических и даже цивилизационных противоречий является следствием их этнической неоднородности.
Сказанное вовсе не значит, что мы должны “искать и находить” среди закавказских турок людей, с которыми легче будет найти общий язык или проторить дорогу к мирному сосуществованию. Отуреченные племена и люди являются такими же турками, я бы сказал, турками “усовершенствованными”, ибо сохранив стремление уподобиться турку, они вкладывают в этот процесс значительно более высокий интеллект. Интеллектуально развитые “азербайджанцы”, возможно, сами того не ведая, являются потомками ассимилированных представителей автохтонных народов этого образования. И это утверждение практически не имеет исключений. Отметим также усердие ренегатов – универсальное явление, характерное не только для “новых” турок.
Закавказский турок, каким бы ни был в его жилах процент тюркской крови, является турком по мировоззрению и образу мышления, то есть, по точному определению посла США в Турции Генри Моргентау: странным человеческим типом, особью из азиатских степей, для которых справедливость и порядочность не являются ценностью.
Различия между армянином и турком любой масти носят дуальный характер, ибо порождены носящими изначальный характер цивилизационными противоречиями. Если армяне являются классическими земледельцами, то турки – не менее классические кочевники. Это – данность, обуславливающая наличие этнической несовместимости между армянами и закавказскими турками (Замечу в скобках, что без учета цивилизационных особенностей и исходящих из них противоречий, невозможно понять многие из происходящих в мире событий).
У нас с турками сформировавшееся и созревшее в процессе истории разное мировоззрение, разные оценки одних и тех же явлений, разное понимание морали, разнящийся быт, различное отношение к чести, милосердию, правде, разное понимание благородства… У нас разного уровня почитание нации, разные внутрисемейные отношения, разное отношение к детям, родителям, другим членам семьи… У оседлых народов наблюдается обожествление Родины, тогда как у кочевников – турок отсутствует само это понятие, что стало причиной отсутствия слова “Родина” в их лексиконе.
Подтверждающие сказанному примеры может привести каждый, кто имел возможность близкого общения с представителями армянского народа и закавказских турок.
Многие из нас, будучи вдали от региона, хоть раз да слышали укоризненное: Что вы не можете поделить? Вы же так похожи! Мне, например, приходилось в разных странах выслушивать это предложение и, естественно, отвечать на него. Ответ, кстати, прост: все зависит от расстояния, на которое отдален и с которого наш собеседник смотрит на регион. Это похоже на то, что для большинства европейцев, в том числе и армян, корейцы, китайцы и японцы выглядят на одно лицо. И речь не только о внешнем сходстве.
Чем дальше находимся мы от интересующего нас региона, тем больше расплываются существующие там проблемы, и тем меньше замечаем мы различия между населяющими его народами. Наверное, откуда-то с Марса мы все выглядим как единая “человеческая цивилизация”. В действительности, это, конечно, не так, и разность цивилизаций между соседними народами рано или поздно становится причиной для войн. И если в войнах между цивилизационно близкими народами воюют, как правило, армии, то война между представителями разных народов втягивает в свой кровавый омут сами народы: происходит то, что мы сегодня называем геноцидом.
В последние века мы неоднократно попадали в ловушку геноцида, порожденную столкновением взаимоисключающих цивилизаций, одна из которых – кочевая – изначально формировалась на принципах, возводящих убийцу в герои. Арцахская война, по итогам которой между армянским народом и закавказскими турками, впервые за последние несколько веков, пролегла государственная граница, в значительной мере решила проблему обеспечения безопасности армянского народа. События последних лет, однако, убеждают, что достигнутых успехов может оказаться недостаточно для гарантированной безопасности населения армянских государств. По моему убеждению, Армения нуждается в кардинальном пересмотре военно-политической стратегии, важнейшей задачей которой должна стать ликвидация незаконнорожденного и преступного образования под названием “Азербайджан”.