Существует часто повторяемое мнение, что если организм родился, то он должен жить. Спорное, если не сказать больше, изречение. Должен ли жить организм, если он питается соками и жизненной силой других организмов? Вправе ли существовать государство, если оно зародилось незаконным путем, а в основе его жизнедеятельности заложены ассимиляция и изгнание народов, воровство чужой родины, истории, культуры? Вправе ли существовать государство-паразит, использующее истинных хозяев земли как источник питания? Наконец, имеет ли право на существование государство, единственным достоянием которого является объемное чрево?
Азербайджанская республика зародилась в мае 1918 года, и до самой своей кончины в апреле 1920 года находилась в состоянии войны с Арменией и изначально населявшими ее территорию автохтонными народами. Спасла Азербайджан от полного уничтожения большевистская Россия, в конце апреля 1920 года введшая туда войска. Россия не только спасла Азербайджан, но и «нарастила» его новыми территориями – Нахиджеван, Арцах, Закатальский регион, Талышистан.
В 1991 году Азербайджан воспользовался потрясениями в СССР и вновь провозгласил свою независимость. О том, как при этом игнорировались права населения этой территории, и какие при этом были нарушены статьи международного права и советского законодательства, говорилось и писалось много. Но вот о чем часто забывают сказать, так это о «благодарности» Азербайджана, спасшегося и окрепшего благодаря России. В основополагающем документе – Конституционном акте Азербайджанской Республики «о государственной независимости Азербайджанской Республики» бакинские чиновники направили в адрес России последний привет: «…27-28 апреля 1920 года РСФСР, грубо нарушая нормы международного права, без объявления войны ввела в Азербайджан части своих вооруженных Сил, оккупировала территорию суверенной Азербайджанской Республики, насильственно свергла законно избранные органы власти и положила конец независимости, достигнутой ценой огромных жертв азербайджанского народа. …В дальнейшем, на протяжении 70 лет против Азербайджанской Республики фактически проводилась политика колониализма, беспощадно эксплуатировались природные ресурсы Азербайджана и растаскивались его национальные богатства, азербайджанский народ подвергался преследованиям и массовым репрессиям, попиралось его национальное достоинство».
Россия – великая страна, и может позволить себе не замечать мелких пакостей и комариных укусов облагодетельствованных ею племен. Но как быть тем народам, что оказались под властью закавказских турок? Наличие на карте мира незаконнорожденного государства с украденным у Ирана названием «Азербайджан» представляет для них, как для нации, смертельную угрозу, ибо это образование в самом прямом смысле питается жизненными соками талышей, аварцев, лезгин…
Стоит напомнить Москве, что на России лежит своя доля ответственности за нынешнюю трагедию населяющих Азербайджан автохтонных народов. В свое время добровольно вошедшие в состав России, они затем оказались в составе тюркского государства, единственной целью зарождения которого являлось построение тюркского моста между Турцией, тюркоязычным Поволжьем и Средней Азией. Этот план отнюдь не предусматривает наличие в Азербайджане нетюркских народов, будь они хоть трижды автохтонами. И эту «задачу» Азербайджан планомерно претворяет в жизнь. Примеров тому много, очень много: достаточно зайти на любой дезгинский, аварский, талышский сайт, чтобы убедиться в бескомпромиссности действий Азербайджана по искоренению коренных народов республики.
Политика Азербайджана по ассимиляции, уничтожению, депортации (Храх-уба, Урьян-уба!) вытеснению и просто убийству представителей коренных народов республики давно уже стала основанием для вопроса: вправе ли коренные народы бороться за сохранение своей многотысячелетней истории? Положительный ответ на этот вопрос предполагает вопрос следующий: какие методы борьбы за сохранение национальной идентичности можно считать правовыми и легитимными?
Эти вопросы волнуют интеллигенцию и широкую общественность коренных народов Азербайджана, вызывают споры, а в некоторых случаях даже становятся поводом для взаимных обвинений в экстремизме или, наоборот, пассивном соглашательстве. Если «экстремисты» призывают к активной (читай, вооруженной) фазе борьбы, то «соглашатели» надеются на демократизацию Азербайджана и решение всех своих проблем в по-настоящему толерантном будущем Азербайджане.
По нашему убеждению, «соглашатели» ошибаются в своих ожиданиях, поскольку не учитывают причин зарождения Азербайджана и стоящих перед этим образованием задач. Эти задачи носят общетюркский характер и совершенно не зависят от степени развития демократии в отдельных частях планируемого Великого Турана. Однако ошибаются и «экстремисты». Вооруженное восстание – один из методов национально-освободительной борьбы. Да, действительно, международное право не ограничивает борющиеся за свободу народы в выборе методов борьбы. Она может носить как мирный характер: собрание подписей, петиций, митинги, голодовки, забастовки, гражданское неповиновение, – так и вооруженных характер. Методы и формы борьбы выбираются и определяются самим народом, и толкать их – неподготовленных и не прошедших мирные способы борьбы – к вооруженному восстанию представляется не совсем обдуманным шагом.
Сказанное вовсе не значит, что незаконнорожденное государство с агрессивно-ассимиляционной политикой имеет право на существование. Оно, безусловно, подлежит эвтаназии. Вот только эту операцию следует провести аккуратно, с соблюдением всех необходимых процедур.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН,voskanapat