Заданный Владимиром Путиным курс на создание единой евразийской валюты может довести Армению до серьезных политических потрясений
Поручение президента России Владимира Путина проработать вопрос целесообразности внедрения единой валюты на пространстве Евразийского экономического союза (ЕЭАС) прозвучало как гром среди ясного неба. Государства ЕАЭС, еще не вставшие на рельсы экономической интеграции, теперь должны думать о формировании единой евразийской валюты, к которой они совсем не готовы. Такое мнение превалирует среди армянских и российских экспертов-экономистов.
Алтын или евраз
Ранее Путин поручил Центробанку и правительству при взаимодействии с центральными банками государств-членов Евразийского экономического союза «определить дальнейшие направления интеграции в валютной и финансовой сферах» в рамках ЕАЭС «с проработкой целесообразности и возможности создания в перспективе валютного союза».
О ходе исполнения поручения необходимо будет доложить до 1 июня 2015 года. Но уже 20 марта на встрече с лидерами Казахстана и Белоруссии в Астане Путин пошел дальше и заговорил о том, что настало время серьезно поговорить о возможности формирования единого валютного союза в перспективе.
Экономических предпосылок для создания единой евразийской валюты либо нет, либо они несущественны, считают эксперты
СМИ даже стали известны возможные варианты названия единой валюты – алтын или евраз. Однако, по мнению экспертов, политики спешат с выводами по созданию единой валюты, поскольку экономических предпосылок для этого либо нет, либо они несущественны.
Представить сейчас в одном валютном союзе Армению, Беларусь, Казахстан, Россию и, возможно, Киргизию с экономической точки зрения просто нереально, отмечают экономисты. «Сам по себе ЕАЭС – организация, пропитанная противоречиями. Это когорта государств с разными философиями политического менеджмента и структурирования экономики. Однако они сейчас вместе, исходя из геополитических мотивов», – парируют экономистам политологи.
На первом этапе будут трое
Несмотря на скепсис экспертов, политики продолжают обсуждать формирование единой валюты и даже строят планы по поводу первоначального формата валютного сближения. Похоже, на первом этапе к этому процессу в полной мере будет подключена лишь тройка основателей ЕАЭС.
По мнению первого замглавы Минэкономразвития России Алексея Лихачева, валютный союз в рамках ЕАЭС можно создавать постепенно, и всем странам объединения не обязательно вступать в него уже на первом этапе.
Сначала, по мнению российского экономиста Александра Конбеля, валютный союз может формировать триумвират Россия-Казахстан-Белоруссия, внутри которого уже накоплен определенный опыт сотрудничества в рамках союза.
У ЦБ Армении нет планов по переходу к единой валюте, и он не вел об этом переговоров в рамках ЕАЭС
«Кроме того, Армения лишь недавно стала членом Евразийского союза, а Киргизия все еще находится на этом пути. В связи с этим на данный момент вопрос формирования единой валюты обсуждается в формате тройки основателей ЕАЭС. Сейчас лишь прорабатывается целесообразность, затем будут определены направления действий и возможные сроки внедрения единой валюты, а также присоединения к ней других стран-членов ЕАЭС», – подчеркнул экономист.
В Центробанке Армении сообщили, что не имеют планов по переходу к единой валюте и не вели никаких переговоров в рамках ЕАЭС в этом направлении. «Поручение президента РФ также касается изучения целесообразности этого вопроса, а в имеющихся в рамках членства в ЕАЭС соглашениях никаких документов в связи с этим вопросом нет», – пояснили в пресс-службе ЦБ.
Подводные камни
Валютное сближение на евразийском пространстве, по мнению экспертов, таит подводные камни, которые видны с берега даже при ненастной погоде.
Кнобель советует тщательно проработать вопрос внедрения единой валюты, примерить его к процессам в отдельных странах, ибо в противном случае могут возникнуть проблемы, за которые должны будут платить крупные страны. Но и помимо этого, на его взгляд, существуют достаточно серьезные сложности.
«Модели экономик стран-участниц евразийской интеграции разные. Есть большая разница также в размере ВВП на душу населения (ибо единая валюта – это еще и единые цены, что чревато ростом цен в стране с низким уровнем доходов на душу населения – прим. ред.)», – подчеркнул он, добавив, что проблемой евразийской интеграции являются также ее персонификация и политизация.
«Интеграция в целом упирается в политическую волю лидеров стран-участниц ЕАЭС, что является проблемой, и ее необходимо решить. Поскольку пока не ясно, что произойдет, если со сцены уйдут эти политики. Необходимо выстраивать институты и направить интеграцию в экономическое русло.
С другой стороны, ЕАЭС руководствуется политическими мотивами, нацеленными на более тесную интеграцию, чего пока нет. Часто политическая целесообразность опережает суть союза. Это проблема, поскольку при усилении политического мотива все больше средств необходимо будет вкладывать одной из стран. Предположительно ею будет Россия», – считает он, намекая, что ускорение интеграции без учета экономических препятствий имеет свою цену, которую, скорее всего, заплатит РФ.
«Я за экономическую интеграцию, если она не подпорчена политическими мотивами» – Асатрян
Глава Центробанка Армении в 1994-1998 гг. Баграт Асатрян вообще считает излишним обсуждение единой валюты, пока в рамках ЕАЭС не ведется единая политика в этом направлении и нет единых профильных институтов.
«Я за экономическую интеграцию, если она не подпорчена политическими мотивами. В данном случае я не вижу экономических обоснований. Заявление Путина продиктовано лишь политической целесообразностью, что уже проблема», – считает Асатрян.
Будут проблемы
По мнению экспертов, искусственное подстегивание валютного сближения может провоцировать как экономические, так и политические проблемы в отношениях стран-участниц ЕАЭС.
«Государства понесут существенные экономические издержки, ибо они не готовы сейчас к формированию единой валюты. За это кто-то должен платить. Однако если Россия, которая является самой большой экономической величиной союза, готова каждый год комментировать эти издержки, то можно и перейти к единой валюте», – считает Асатрян.
Экс-глава ЦБ Армении Баграт Асатрян. Фото: armenianreport.com
На его взгляд, и тройка основателей евразийского интеграционного объединения экономически не готова к единому валютному союзу.
«Они даже не прошли в полной мере экономическую интеграцию, чтобы подстегивать процессы валютного сближения», – подчеркнул он, добавив, что формирование валютного союза – высшая степень интеграции, а не один из ее инструментов, для введения которого хватит лишь политической воли лидеров стран-участниц ЕАЭС.
По его словам, вместо обсуждения единой валюты странам ЕАЭС не помешало бы подумать о преодолении экономического кризиса на евразийском пространстве и налаживании экономической интеграции в целом.
«Между Арменией и остальными членами ЕАЭС нет нормального транспортного сообщения. Не действует железнодорожный транспорт, а горный серпантин через Верхний Ларс дорогой назвать нельзя, это скорее аллея для горных коз.
Я понимаю политическую подоплеку, почему Армения вступила в ЕАЭС, и что в противном случае она могла бы столкнуться с проблемами, похожими на нынешние украинские. Но все же сначала необходимо решить довольно проблематичные задачи экономической интеграции, а уже потом перейти к валютному союзу», – сказал экс-глава ЦБ Армении, добавив, что Европа около полувека шла к созданию валютного союза.
Весеннее наступление
Поручение Путина по формированию валютного союза, затрагивающее основы финансового суверенитета государств-членов ЕАЭС, может обернуться политической проблемой для властей Армении. Такого мнения придерживается аналитик, координатор программ Института гражданского общества и регионального развития Армении Шушан Хатламаджян.
Введение единой евразийской валюты может стать лейтмотивом весеннего наступления оппозиции в Армении?
На ее взгляд, вопрос создания валютного союза вполне может стать лейтмотивом для весеннего наступления оппозиции (сформированной преимущественно из представителей гражданского общества, выступающих против евразийской интеграции – прим.ред.).
«Поручение Путина преследует далеко идущие политические цели и затрагивает финансовые основы суверенитета государств, входящих в это объединение», –подчеркнула она.
Она добавила, что национальная валюта не только имидж государств, но и символ его суверенитета, в ущемлении которого в угоду отношениям с Москвой в Армении обвиняют президента и правящую партию.
«Мало кто сомневается, что Москва в качестве единой валюты ЕАЭС видит именно российский рубль, что, несомненно, усилит позиции оппонентов Саргсяна. Это поручение Путин дает на фоне резкого ослабления рубля, а также серьезного экономического и финансового кризиса в РФ», – подчеркнула аналитик.
Между тем, по ее словам, не лучшие времена переживает и армянская экономика – расширяется социальный протест в обществе. На этом фоне, рассуждает Хатламаджян, угроза утраты национальной валюты и замена ее на рубль может привести в Армении к серьезным политическим потрясениям, вплоть до смены внешнеполитического курса.