О событиях вокруг распределительных электрических сетей Армении продолжают сохранять загадочное молчание. Как сообщает радиостанция Свобода, и руководство «Электрических сетей Армении», и «Ташир Групп», и Комиссия по регулированию общественных услуг не опровергают, но и не подтверждают сведения о том, что электрические сети приобрел владелец «Ташир Групп», российский миллиардер Самвел Карапетян, который, кстати, в последних армянских-внутриполитических событиях, как мы знаем, взял на себя роль примирителя, приехав в Армению из Москвы.
И вот, после этих событий распространились слухи, публикации, что Карапетян купит электросети. Несколько дней назад в прессе была публикация о том, что уже купил. Молчание ни опровергает, ни подтверждает ситуацию, учитывая прошлый опыт Армении в других сферах, и в других вопросах, кажется, в действительности что-то, тем не менее, есть.
Проблема смены владельца в электросетях назрела в следствие большого финансового кризиса, перед которым стоит нынешний владелец – российская компания «Интер РАО». Это, по сути, государственная компания, которая с 2002-го года является владельцем распределительных электрических сетей Армении. И вот, в последние месяцы выяснилось, что сети дошли до катастрофичного финансового состояния и накопили долги в миллиарды драмов, в долларовом эквиваленте 300 миллионов долларов. Эти долги поставили под угрозу не только энергетическую систему, которая имеет сверхважное значение для любого государства. Фактически, банкротство назрело под молчаливым взором государственных структур, так сказать, во внутреннем порядке, когда уже невозможно было скрыть катастрофичную ситуацию.
Но сегодня выясняется, что ведутся поиски выходов из ситуации, возможно, в том числе и процесс смены владельца. С одной стороны, вполне приветствуемо то, что есть новый владелец, выразивший готовность исправить ситуацию, но, с другой стороны, если ситуация, как стала катастрофичной, так и должна исправиться, так сказать, в теневом порядке, то здесь может получиться так, как говорится в народной пословице: хотел пригладить брови, а выколол глаз. Понятно, что проблема, кроме политической, также и экономическая, это проблема отношений двух владельцев, которые могут содержать множество секретов. Но общество вовсе не желает углубляться в эти секреты, просто хотя бы в этот раз нужно события вокруг важного стратегического объекта держать на плоскости отчетности обществу, и секреты, в соответствии с этим, должны подчиняться логике этой плоскости, а не теневой логике, доминирующей, как всегда, в Армении.
Кроме этих реалий, существуют, конечно, несколько других интересных обстоятельств. В частности, если Самвел Карапетян приобретает компанию с огромными долгами, то может ли такое приобретение оказать какое-то влияние на внутриполитическую жизнь, в которой Карапетян никогда не был случайным или лишним, чужим человеком, и как мы уже отметили, сыграл важную роль в февральских событиях. В конечном счете, во всем мире, и тем более в Армении, большие капиталы связаны с политическими событиями, и с этой точки зрения, конечно, это действительно может стать сделкой, представляющей интерес в политическом плане.
Кроме того, с той же политической точки зрения очень важно, как Россия согласится, по сути, снять электросети из-под своего непосредственного контроля.
И, наконец, также вопрос экономического характера, но имеющий политическое значение, связанный с той реальностью, что прецедент электрических сетей должен стать причиной для изучения на государственном уровне всех стратегических объектов в Армении, которые находятся в подчинении российских государственных компаний, чтобы в будущем вдруг не оказаться перед необходимостью преодоления последствий банкротства.